Классный час «Выбор профессии — выбор будущего».


Классный час «Выбор профессии — выбор будущего»
Форма проведения: Игровая программа
Цель: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
Задачи:
- расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
- развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
- формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Оборудование: ПК, проектор, посадочные билеты, бумага, фломастеры, ручки, карточки задания, шелковые ленточки, бумажный фонарик, жетоны, таблички с названиями команд.
Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2 команды по 10 человек.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся на самом современном самолете по миру профессий, ведь выбор профессии это выбор будущего. Но перед тем как отправится в паллет, мы должны подняться на борт самолета, поэтому прошу вытянуть из моих рук билет, на котором стоит номер вашего посадочного места. Прошу занять места согласно вашим билетам. Ну вот, наш «Билетный жребий» разделил вас на две команды: «Мастера своего дела» и «Профессионалы». И так дети вы готовы отправиться вместе со мной по интереснейшему миру – миру профессий? (ответ детей). Я прошу устроиться на своих местах по удобней, пристегнуть импровизированные ремни, чтобы чувствовать поддержку друг друга – взяться за руки. И так, мы взлетаем! (на экране появляется взлетная полоса, звучит звук взлета самолета, воспитатель взлетает вместе с детьми) .Ведущий: Дети, как вы себя чувствуете (ответ детей). Значит, наш взлет прошел нормально и можно на время расстегнуть ремни безопасности. И так, я еще раз приветствую вас на борту самолета, который летит по миру профессий, сегодня мы с вами постараемся вспомнить, узнать и закрепить все о профессиях, постараемся не только разобрать профессии, которыми наполнен наш мир, но представить себя в будущем, ведь «Выбор профессии – выбор будущего» - под таким девизом пройдет наша сегодняшнее мероприятие. Пролетая над конкурсными испытаниями, вы будете получать жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов победит в сегодняшнем полете.
Чтоб наш полет проходил нормально, давайте посмотрим и послушаем сводку метеоцентра занятости населения «Прогноз профессиональной погоды»
(запись диктора)
Диктор: Здравствуйте дорогие пассажиры! Метеоцентр занятости населения представляет сводку прогноза профессиональной погоды нашего края. И так, на востоке края безработица составляет 13 %, здесь наблюдается острая нехватка таких специалистов, как: строители, сварщики, электрики, автомеханики, повара. На северо-западе края не хватает врачей, медсестер, педагогических работников и многих других специалистов. До новых встреч, друзья. С вами была Спонсор нашего выпуска, Цент занятости населения, желает вам хорошего настроения и отличной работы!
Ведущий: «Прогноз профессиональной погоды» наглядно показал нам, что по-прежнему наш край нуждается в квалифицированных кадрах и профессионалах своего дела.
Мы пролетаем над 1 конкурсным испытанием «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
• рвач - (медицинский работник)
• терка - (театральная и кино-профессия)
• кулон - (веселая цирковая профессия)
• марля - (разноцветный рабочий)
• авдотка - (юридическая профессия)
• томат + голос - (зубной врач)
• кредитор - (руководитель предприятия)
Ведущий: Давай те же вспомни, что же такое профессия.
Ученик 1: Профессия - это ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.
Профессии подразделяются на пять типов, с которыми вы уже знакомы: человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают).
2. Конкурсное испытание «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
• «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
• «… такие плоды» (какие труды)
• «…, а лень портит (труд человека кормит)
• «, того люди чтут» (кто любит труд)
• «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
• «, тот не ест» (кто не работает)
• «, спать неохота» (если есть работа)
• «… потехе – час» (делу – время)
3. Конкурсное испытание «Профессии – синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
• педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
• врач – (доктор, лекарь).
• стоматолог – (дантист, зубной врач).
• портной, портниха – (швец, швея).
• сторож – (охранник).
• воспитатель – (наставник).
• летчик – (пилот).
• шофер – (водитель).
• голкипер – (вратарь).
• солдат – (боец, воин).
• торговец – (продавец).
• фокусник – (факир, иллюзионист).
• экскурсовод – (гид).
• адвокат – (защитник).
4. Конкурсное испытание «Кто есть кто? »
(Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения) .Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии, каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников).
Профессии: Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель, машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.5. Конкурсное испытание «Кто, в чем силен».
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач6 Конкурсное испытание «Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
• Она - стюардесса, он - … (стюард)
• Она - медсестра, он - … (медбрат)
• Он - доктор, она - … (доктор)
• Он - водолаз, она - … (водолаз)
• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
• Он - поэт, она - … (поэтесса)
• Он - штукатур, она - … (штукатур)
• Он - повар, она - … (повар)
• Он - портной, она - … (портниха)
7 Конкурсное испытание «Покажи профессию»
Ведущий: Дети я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне, их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию, а вы должны будете угадать.
8. Конкурсное испытание «Профи – викторина»
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
• Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
• Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
• Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
• Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
• Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)
• Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
• Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
• Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
• Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Ведущий: Вот и подходит к концу наш полет, прошу команды подсчитать заработанные жетоны (объявляется команда победителе). Наш самолет начинает снижение, прошу пристегнуть ремни безопасности, мы идем на посадку.
Наше мероприятие подходит к завершению. Вам понравился наш полет? (дети отвечают). А насколько он вам понравился, мы сейчас узнаем. На ваших столах лежат разноцветные шелковые ленточки. Выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего мероприятия. На ленточках я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому бумажному фонарику.
Очень вам подарить Я хочу
Исполненья желанья заветного
Вместе фонарь запуская
В нашем небе звезду зажигая.
По окончанию нашего мероприятия мы с вами оденемся, выйдем на улицу и запустим в небо наш фонарик желаний, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Спасибо всем!
_____________________________ / Чильчигашева А.Г. /
(оценка)(подпись)
Замечания:_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Данное мероприятие проводилось в Аскизском лицее-интернате в 8 «Б» классе.
Тема: «Выбор профессии — выбор будущего»
Форма проведения: Игровая программа
Цель: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
Задачи:
- расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
- развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
- формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Данное мероприятие посвящено профессиональной ориентации школьников. По просьбе факультетского руководителя проведение этого мероприятия было доверено мне. Основная направленность данного цикла мероприятий – помочь школьникам сориентироваться в мире профессий, адекватно оценить свои склонности и способности при выборе будущей профессии, подробно рассказать о содержании различных видах трудовой деятельности, помочь колеблющимся и сомневающимся ученикам сделать осознанный выбор.
Актуальность этой темы состоит в том, что класс является выпускным и учащимся на данном этапе уже необходимо определиться с выбором будущей профессии и двигаться к намеченной цели.
План мероприятия.
1. Введение, ознакомление учеников с социальной ситуацией современного российского общества.
2. Профессиональное самоопределение школьников.
3. Обсуждение выбора среднего и в будущем высшего учебного заведения.
4. Заключительная часть, выводы, ответы на вопросы.
Ход мероприятия
Во вводной части мероприятия я рассказывал ученикам о том, что современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения.
Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые позволили бы ему успешно адаптироваться к определённой системе социальных норм и ценностей, признанных в обществе, прежде всего такое - осмысленность жизни (наличие целей и перспективы в жизни).
Важная характеристика подростка - обращённость в будущее. Среди наиболее важных решений, которые необходимо принять в подростковом возрасте, это выбор профессии. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблемы профессионального определения подростков.
Вторая часть мероприятия была направлена на ознакомление учащихся с основными факторами, которые необходимо учитывать при выборе профессии, выявлению причин, препятствующих профессиональному самоопределению. Я ознакомил учащихся с требованиями, предъявляемым к различным специальностям, предложила шаги, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению. Учащиеся ознакомились с различными видами трудовой деятельности, узнали много интересных фактов о различных профессиях. Были приведены статистические данные о востребованности различных профессий на современном российском рынке труда.
Третья часть была посвящена обзору учебных заведений, в которых ученики смогли бы продолжить образование по выбранной специальности. Обсуждались трудности, которые могут возникнуть при поступлении. Я старался убедить учеников в том, что поступление в вуз – очень ответственный шаг, первая ступень во взрослую, самостоятельную жизнь. И для того, чтобы успешно преодолеть эту ступень, необходимо уже сейчас все свои усилия направить на учебную деятельность, это служит залогом успеха в будущем.
В заключительной части мероприятия я отвечал на вопросы учеников, интересовался их мнением относительно того, насколько проводимые мероприятия помогают ученикам в профессиональном самоопределении, принимал просьбы и пожелания учеников, касающихся проведения будущих классных часов.
Подводя итоги мероприятия, можно отметить, что его замысел полностью соответствует потребностям и интересам класса. Учащиеся проявляли инициативность, демонстрировали активность и заинтересованность в обсуждаемой проблеме.
Я испытывал радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми. В беседе с ними я был честен и откровенен. Детей я знаю уже второй год и всегда серьезно анализирую свои отношения с ними, критически осмысливаю свое поведение. Контакт с учащимися я установил еще в прошлом учебном году. Эмоциональное состояние в целом было спокойное. Я же, в свою очередь, старался приводить как можно больше убеждающих фактов, прислушивалась к мнению учеников, отвечала на возникающие вопросы в порядке их поступления. Можно сказать, что поставленные цели в рамках одного занятия достигнуты.
Педагогическая ценность данного мероприятия огромна. Оно способствовало мотивации познавательных интересов и учебной деятельности, сформировало правильное отношение к формированию и достижению долгосрочных целей, ученики получили недостающую информацию по интересующим их вопросам. Нужно и в дальнейшем развивать у учащихся интерес к избранной профессии. Способствовать к тому, чтобы они приобретали знания и навыки, выполняя различные задания. Мы, педагоги несем ответственность за жизнь и будущее детей. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела.