Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (по программе Т.А.Ладыженской, ФГОС)


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 5 классе.
(204 часа, из них: развитие речи -32 часа, региональный компонент - 16 часов).
№ п/п Содержание
(разделы, темы) Колич часов Дата проведения
план факт Оборудование Основные виды учебнойдеятельности
Язык и общение ( 3 часа)
1 Язык и человек. Общение устное и письменное.
1 Презентация Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительностьрусского языкачитают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения.
Пишут мини-сочинение.
2 Читаем учебник и слушаем на уроке. 1 Учебник Овладевают приёмами работы с учебной книгой; читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной речи. Сочиняют продолжение сказки , моделирую ситуацию диалога.
3 Р. р. Стили речи. 1 Учебник Выявляют особенности разговорной
речи, языка художественной литературы и стилей речи.
Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания.
Ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов.
Сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.
Вспоминаем, повторяем, изучаем ( 30 часов)
4 Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1 Презентация Читают текст, определяют его тему, анализируя содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте .Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях.
5 Орфограмма. 1 Разноуровневые карточки Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Графически выделяют морфемы в словах.
6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1 Разноуровневые карточки
Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударения и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с различным написанием. Пишут диктант.
7 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Закрепление.
1 Разноуровневые карточки
Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударения и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с различным написанием. Пишут диктант
8 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
1 Презентация
Разноуровневые карточки
Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы.
9 Правописание
проверяемых согласных в корне слова.
1 Презентация Разноуровневые карточки
Тесты Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения.отрабатывающие данное правило,
10 Правописание непроверяемых и
непроизносимых
согласных в корне слова.
1 Презентация Разноуровневые карточки
Тесты Усваивают правило написания непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения,отрабатывающие данное правило,
11 Буквы и, у, а после шипящих. 1 Презентация Разноуровневые карточки
Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работают со словарём
12 Разделительные ъ и ь, 1Презентация Разноуровневые карточки
Активизируют правило написания разделительных ъ и ь, Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выявляют те случаи, когда Ь не является разделительным.
13 Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 Разноуровневые карточки
Тесты Активизируют правилораздельного написания предлогов с другими словами.Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: работают с текстом; выделяют орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы; работают с иллюстрацией (описание ситуации).
14 Р .р. Что мы знаем о тексте 1 Учебник Определяют языковые особенности текста.Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.
15 Р. р. Подготовка к изложению
( упр.70) 1 Учебник Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста.
16 Р .р. Написание изложения (упр.70) 1 Пишут изложение.
17 Части речи. 1 Презентация Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; участвуют в лингвистической игре; работают с текстом.
18 Кубан.Частицы не, бы, ли, же
в местных говорах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления частиц
не, бы, ли, же
на Кубани.
19 Глагол. 1 Презентация Разноуровневые карточки
Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку; определяют лицо и число глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.
20 -Тся и -ться в глаголах. 1 Презентация Разноуровневые карточки
Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах.Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.
21 Кубан.-Тся и -ться в глаголах, региональные особенности употребления 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют региональные особенности употребления -тся и -ться в глаголах
22 Р. р. Тема текста.
1 Учебник Анализируют темы сочинений, само сочинение. Подбирают заголовок к сочинению ученика,
перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант.
23 Личные окончания глаголов. 1 Разноуровневые карточки
Тесты Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложений, определяют написание не с глаголами.
24 Имя существительное. 1 Презентация Разноуровневые карточки
Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род.число. падеж существительных
25 Правописание существительных. 1 Разноуровневые карточки
Тесты Активизируют правило написания имен существительных.Анализируют таблицы, выполняют упражнения, направленные на закрепление правила «ь на конце существительных»
26 Кубан. Отражение кубанской темы в собственных именах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Наблюдают, как отражается кубанская тема в собственных именах.
27 Имя прилагательное. 1 Презентация Разноуровневые карточки
Определяют морфологические признаки имени прилагательного.Составляют предложения с именами прилагательными, согласуют прилагательные с существительными, выделяют в них окончания, определяют род.число. Падеж.
28 Р. р. Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» (упр.109). 1 Приложение к учебнику Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
29 Местоимение. 1 Презентация Определяют морфологические признаки местоимения.
30 Кубан.Особенности употребления местоимений в местных говорах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления местоимений на Кубани.
31 Р. р. Основная мысль текста. 1 Учебник Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметки и замечания к ней, редактируют ее.
32 Контрольный диктант с грамматическим заданием
по разделу «Повторение изученного в начальных классах».
1 Пишут диктант.
33 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (40 часов).
34 Синтаксис. 1 Презентация Овладевают основными понятиями синтаксиса.Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.
35 Пунктуация. 1 Презентация Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зренияроли в них знаков препинания.
36 Словосочетание. 1 Презентация
Таблица Распознают словосочетания в составе предложения.
37 Строение словосочетаний. 1 Презентация
Таблица Определяют главное и зависимые слова в словосочетании; составляют собственных словосочетаний.
38 Разбор словосочетания. 1 Учебник Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.
39 Предложение. 1 Презентация Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций
40 Строение предложений. 1 Презентация Выделяют грамматические основы предложения.
41 Р .р. Написание сжатого изложения
( упр.144). 1 Приложение к учебнику Различают способы сжатия текста. Пишут сжатое изложение.
42 Виды предложений по цели высказывания. 1 Таблица Выполняют упражнения на определение видов предложений по цели высказывания, характеризуют их смысловые и интонационные особенности. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.
43 Восклицательные предложения.
Р. р. Домашнее сочинение – повествование (упр. 157). 1 Таблица Распознают предложения по эмоциональной окраске.
Систематизируют материалы для домашнего сочинения.
44 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Р .р. Устный отзыв на сочинение товарища (упр.158). 1 Презентация Выполняют упражнения, направленные на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделяют грамматические основы, определяют признаки и способы выражения подлежащего и его связь со сказуемым.
45 Сказуемое. 1 Презентация Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут сочинение-миниатюру, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.
46 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Презентация
Карточки Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого именами существительными в именительном падеже. Выполняют упражнения, направленные на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними
47 Нераспространённые и распространённые предложения 1 Презентация
Карточки Различают распространённые и нераспространенные предложения, составляют нераспространенные предложения и распространять иходнородными членами.
48 Второстепенные члены предложения. Дополнение. 1 Презентация
Карточки Распознают виды второстепенных членов предложения, анализируют схему, иллюстрирующую связь между главными и второстепенными членами предложения. Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделяют их графически, составляют схемы предложений.
49 Определение. 1 Презентация
Карточки Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения определений в предложении, выделяют их графически, составляют схемы предложений.
50 Обстоятельство. 1 Презентация
Карточки Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделяют их графически, составляют схемы предложений.
51 Предложения с однороднымичленами. 1 Таблица Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
52 Знаки препинания в предложениях
с однородными членами. 1 Карточки
Тесты Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами. Определяют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова
53 Знаки препинания в предложениях
с однородными членами. Закрепление. 1 Карточки
Тесты Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами. Определяют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова
54 Предложения с обращениями 1 Презентация
Карточки Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.
55 Предложения с обращениями.
Закрепление. 1 Карточки
Тесты Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.
56 Р. р. Письмо.
Домашнее сочинение-письмо. 1 Учебник Работают с жанром письма. Пишут письмо товарищу.
57 Синтаксический разбор простого предложения. 1 Учебник Выполняют устный и письменный синтаксического разбор простого предложения.58 Р. р. Подготовка к сочинению
по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229). 1 Приложение к учебнику Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению
59 Р. р. Написание сочинения по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229). 1 Учебник Пишут сочинение по картине.
60 Пунктуационный разбор
простого предложения. 1 Учебник Выполняют устный и письменный пунктуационного разбор простого предложения.61 Простые и сложные предложения. 1 Карточки
Тесты Различают простые и сложные предложения в тексте, читают их схемы, определяют границы частей в сложном предложении, составляют предложения по указанным схемам.
62 Сложные предложения. 1 Карточки
Тесты Различают простые и сложные предложения в тексте, читают их схемы, определяют границы частей в сложном предложении, составляют предложения по указанным схемам.
63 Простые и сложные предложения. Закрепление. 1 Карточки
Тесты Различают простые и сложные предложения в тексте, читают их схемы, определяют границы частей в сложном предложении, составляют предложения по указанным схемам.
64 Синтаксический разбор сложного предложения. 1 Приложение к учебнику Выполняют устный и письменный разбора сложного предложения.
65 Тестирование по теме «Простые и сложные предложения». 1 Пишут тестирование.
66 Прямая речь. 1 Презентация
Выделяют в предложениях прямую речь после слов автора и пред ними, объясняют знаки препинания. Составляют предложения с прямой речью, их схем.
67 Знаки препинания при прямой речи. 1 Карточки
Тесты Выделяют в предложениях прямую речь после слов автора и пред ними, объясняют знаки препинания. Составляют предложения с прямой речью, их схем.
68 Диалог. 1 Презентация
Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи.
69 Р. р. Подготовка к контрольному сжатому изложению ( упр.261). Приложение к учебнику Различают способы сжатия текста.
70 Р. р. Написание контрольного сжатого изложения ( упр.261). Пишут сжатое изложение.
71 Повторение по разделу
« Синтаксис. Пунктуация ». 1 Разноуровневые карточки
Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
72 Контрольный диктант с грамматическим заданием
по разделу « Синтаксис. Пунктуация ». 1 Пишут контрольный диктант.
73 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи ( 20 часов)
74 Фонетика. Гласные звуки. 1 Презентация
Овладевают основными понятиями фонетики.Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».
75 Согласные звуки. 1 Презентация
Характеризуют согласные звуки.
76 Изменение звуков в потоке речи. 1 Презентация
Анализируют и применяют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
77 Согласные твёрдые и мягкие. 1 Презентация
Выполняют упражнения, связанные с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.
78 Р .р. Повествование.
Подготовка к изложению повествовательного текста
( упр.283).
1 Учебник
Приложение к учебнику Знакомятся с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения.
79 Р. р. Написание изложения повествовательного текста
( упр.283).
1 Пишут изложение.
80 Согласные звонкие и глухие. 1 Карточки
Тесты Характеризуют согласные звуки.Выполняют упражнения на повторение пунктуации и орфографии. Заучивают стихотворения наизусть и декламируют его.
81 Кубан. Диалектные ошибки в произношении согласных. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Находят диалектные ошибки в произношении согласных.
82 Графика. 1 Учебник Анализируют и объясняют важности графики и каллиграфии.
83 Алфавит. 1 Учебник Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состава слов. Располагают словав алфавитном порядке, отрабатывают навык поиска слов в словаре. Пересказывают текст.
84 Р .р. Описание предмета.
Домашнее сочинение-описание предмета (упр.302). 1 Учебник
Приложение к учебнику Знакомятся с описанием как функционально-смысловым типом речи. Пишут сочинение.
85 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 1 Анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.
86 Кубан. Особенности произношения отдельных согласных на Кубани. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Выявляют особенности произношения отдельных согласных на Кубани.
87 Двойная роль букв е, ё ,ю, я. 1 Презентация
Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.
88 Орфоэпия.
Кубан. Слова с нелитературным ударением в кубанской речи. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные и орфографические ошибки.
89 Фонетический разбор слова. 1 Учебник
Приложение к учебнику Проводят фонетический разбор.
90 Р. р. Устное сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». 1 Учебник
Приложение к учебнику
Репродукция картины Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
91 Повторение по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
1 Учебник
Приложение к учебнику Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
92 Контрольная работа по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
1 Пишут контрольную работу.
93 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольной работы.
Лексика. Культура речи ( 13 часов)
94 Слово и его лексическое значение. 1 Презентация
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Работают со словами, с их лексическим и грамматическим значением, используют толковые словари. Работают с текстом: озаглавливают, составляют план текста, анализируют структуру и содержание.
95 Слово и его лексическое значение. Закрепление.
1 Толковый словарь Работают со словами, с их лексическим и грамматическим значением, используют толковые словари. Работают с текстом: озаглавливают, составляют план текста, анализируют структуру и содержание.
96 Однозначные и многозначные слова. 1 Презентация
Толковый словарь Различают однозначные и многозначные слова.Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с текстом, иллюстрациями к нему.
97 Прямое и переносное значение слов. 1 Презентация
Толковый словарь Различаютпрямое и переносное значение слов.Работают с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.
98 Омонимы. 1 Презентация
Толковый словарь Опознают омонимы .Работают с толковыми словарями. Составляют и анализируют словосочетания и предложения с омонимами. Анализируют стихотворения, содержащего омонимы.
99 Синонимы. 1 Презентация
Толковый словарь Опознают синонимы. Выполняют упражнения: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализируют предложения, содержащие синонимы.
100 Кубан. Диалектные синонимы на Кубани. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Рассматривают диалектные синонимы на Кубани.
101 Р. р. Подготовка к контрольному сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Репродукция картины Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
102 Р .р. Написание контрольного сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368). 1 Пишут сочинение по картине.
103 Антонимы. 1 Презентация
Толковый словарь Опознают антонимы.Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Работают со словарём.
104 Повторение по разделу «Лексика». 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
105 Р .р. Подготовка к контрольному изложению по рассказу
К ..Паустовского «Первый снег» (упр.375). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Готовятся к написанию контрольного изложения.
106 Р .р. Написание контрольного изложения по рассказу
К.Г.Паустовского «Первый снег» (упр.375). 1 Пишут контрольное изложение
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 часа)
107 Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. 1 Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы.Делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.
108 Окончание. 1 Учебник
Таблица Выделяютв словах окончания и определяют его грамматического значения.
109 Основа слова.
Р .р. Домашнее сочинение по личным впечатлениям ( упр.390). 1 Учебник
Выделяют основы у слов различных частей речи, расставляют знаки препинания.
110 Корень слова. 1 Учебник
Таблица Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.
111 Р.р. Рассуждение.
Устное сочинение-рассуждение. 1 Учебник
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи .Анализируют текст. Высказывают и доказывают свое мнение. Рассуждают по плану .Составляют устное сочинение-рассуждение
112 Суффикс. 1 Учебник
Таблица Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.
113 Приставка. 1 Учебник
Таблица Опознают приставку как словообразующую морфемуОбозначают приставки в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, характеризуют морфемный состав слов.
114 Р. р. Выборочное изложение с изменением лица ( упр.420). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Готовятся к выборочному изложению. Пишут изложение.
115 Чередование звуков. 1 Презентация
Таблица Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).
116 Беглые гласные. 1 Презентация
Таблица Выделяют части слов с беглыми гласными, записывают слова с чередованием.
117 Варианты морфем. Морфемный разбор слова. 1 Презентация
Таблица Работают с однокоренными словами.
Производят устный и письменный морфемный разбор.
118 Правописание гласных и согласных в приставках. 1 Презентация
Карточки Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках.Обозначают приставки в словах , анализируют разницу между произношением и написанием приставок
119 Буквы з-с на конце приставок. 1 Презентация
Карточки
Тесты Усваивают правило написаниябукв з-с на конце приставок.
Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
120 Буквы з-с на конце приставок.
Закрепление. 1 Карточки
Тесты Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
121 Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.
1 Презентация
Карточки
Тесты Усваивают правило написаниябукв а – о в корнях –лаг- - -лож-. Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
122 Буквы о-а в корне -раст-, -ращ--рос-. 1 Презентация
Карточки
Тесты Усваивают правило написаниябукв а – о в корнях -раст-, -ращ--рос-. Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
123 Буквы ё-опосле шипящих в корне. 1 Презентация
Карточки
Тесты Усваивают правило написаниябуквё-опосле шипящих в корне. Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
124 Буквы ы-и после ц. 1 Презентация
Карточки
Тесты Усваивают правило написаниябукв ы-и после ц. Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.
125 Р. р. Устное описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр.470). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Репродукция картины Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению
126 Повторение по разделу «Морфемика . Орфография». 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
127 Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфемика . Орфография». 1 Пишут контрольный диктант.
128 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Имя существительное( 21 час)
129 Имя существительное как часть речи. 1 Презентация
Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.устанавливают, какой частью речи являются слова; определяют род, склонение, падеж имён существительных. Составляют распространённые предложения по картине.
130 Р.р. Доказательства в рассуждении. 1 Учебник
Приложение к учебнику
Анализируют текста, выделяя его структурные части: тезис, доказательство и вывод.
131 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1 Презентация
Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения.
132 Имена существительные собственные и нарицательные. 1 Презентация
Распознают имена существительные нарицательные и собственные, приводят свои примеры. Составляют диалога, используя имена собственные.
133 Род имён существительных. 1 Презентация
Таблица Определяют род имён существительных.Работают с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчётливо выявляется род существительных.
134 Кубан. Кубанские диалектные особенности в употреблении существительных. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяюткубанские диалектные особенности в употреблении существительных.
135 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. 1 Презентация
Распознаютимена существительные, которые имеют форму только множественного числа.Озаглавливают и пересказывают текст.
136 Р. р. Элементы рассуждения в повествовании.
Сжатое изложение ( упр.513). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Пишут изложение.
137 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. 1 Презентация
Распознаютимена существительные, которые имеют форму толькоединственного числаСоставляют таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение..138 Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. 1 Презентация
Таблица Склоняют имена существительные. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных».
Определяют падеж имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже.
139 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. 1 Карточки
Тесты Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.Применяют изученное правило при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.
140 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Закрепление. 1 Карточки
Тесты Применяют изученное правило при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.
141 Р. р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица (упр.547). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Готовятся к написанию изложения.
142 Р. р. Написание подробного изложения с изменением лица (упр.547). 1 Пишут изложение.
143 Множественное число имён существительных. 1 Презентация
Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Работают с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализируют текст.
144 Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 1 Карточки
Тесты Усваивают правило написанияо-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.
145 Морфологический разбор имени существительного. 1 Учебник
Приложение к учебнику
Выполняют устный и письменный морфологического разбор имени существительного.146 Повторение по теме «Имя существительное». 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
147 Р .р. Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль, Подмосковье»
(упр.563)
Устный отзыв на устное сочинение одного из учеников (упр.564).
1 Учебник
Приложение к учебнику
Репродукция картины Составляют устное описание картины и устный отзыв.
148 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя существительное». 1 Пишут контрольный диктант.
149 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Имя прилагательное( 12 часов)
150 Имя прилагательное как часть речи. 1 Презентация
Определяют имяприлагательноекак самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.
151 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 1 Презентация
Таблица
Карточки
. Усваивают правило написаниягласных в падежных окончаниях прилагательных.Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных
152 Правописание о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. 1 Презентация
Таблица
Карточки
. Усваивают правило написания
о-е в окончаниях прилагательных после шипящихПрименяют усвоенное правило при выполнении упражнений.
153 Р. р. Описание животного. 1 Учебник
Приложение к учебнику
Воспринимают описание животного как вариант описания.
154 Р .р. Изложение (упр.585). 1 Пишут изложение.
155 Прилагательные полные и краткие. 1 Презентация
Распознаютприлагательные полные и краткие.Образуют краткие формы прилагательного; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют словосочетания и предложения с краткими прилагательными.
156 Морфологический разбор имени прилагательного. 1 Учебник
Приложение к учебнику
Выполняют устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного.
157 Р. р. Подготовка к контрольному сочинению по картине А. Н. Комарова «Наводнение» (упр.598).
1 Учебник
Приложение к учебнику
Репродукция картины Работают с репродукцией картины. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
158 Р. р. Написание контрольного сочинения по картине А. Н. Комарова «Наводнение» (упр.598).
1 Пишут сочинение по картине.
159 Повторение по теме «Имя
прилагательное». 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
160 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя прилагательное».
1 Пишут контрольный диктант.
161 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Глагол( 32 часа)
162 Глагол как часть речи. 1 Презентация
Характеризуют морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль.Определяют глаголы-сказуемые в предложении, характеризуют их по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются сказуемые с подлежащим.
163 Не с глаголами. 1 Презентация
Карточки
Усваивают правило написанияне с глаголами.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
164 Р. р. Рассказ.
Устный рассказ по рисункам
( упр.619). 1 Учебник
Создание устного рассказа по иллюстрациям
165 Неопределённая форма глагола. 1 Презентация
Образуют глаголы в неопределенной форме.
166 Неопределённая форма глагола. Закрепление.. 1 Карточки
Составляют памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.
167 Правописание -тся и –ться в глаголах. 1 Презентация
Карточки
Усваивают правило написания-тся и –ться в глаголах.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
168 Виды глагола. 1 Презентация
Таблица
Образуют от данных глаголов глаголы другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).
169 Буквы е ,и в корнях с чередованием. 1 Презентация
Таблица
Карточки
Усваивают правило написаниябукве ,и в корнях с чередованием.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
170 Буквы е ,и в корнях с чередованием.
Закрепление. 1 Карточки
Тесты Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
171 Р. р. Невыдуманный рассказ о себе.
Устное сочинение –рассказ о себе
( упр.652). 1 Учебник
Самостоятельное составление устного рассказа о себе.
172 Время глагола. Прошедшее время. 1 Презентация
Определяют время глагола.
Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определяют вид и время глаголов.Образовывают глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Выделяют суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работают со словарём.
173 Настоящее время. 1 Презентация
Составляют связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.
174 Будущее время. 1 Презентация
Составляют устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подбирают слова на тему «Спорт».
175 Тестирование по теме «Морфологические признаки глагола». 1 Пишут тестирование.
176 Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 Презентация
Таблица
Карточки
Определяют типы спряжения. Спрягают глаголов с ударными окончаниями, составляют с ними словосочетаний и предложений.Усваивают правило написаниябезударных личных окончаний глаголов.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
177 Правописание безударных личных
окончаний глаголов. Закрепление. 1 Карточки
Тесты Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
180 Правописание безударных личных
окончаний глаголов. Урок-практикум. 1 Карточки
Тесты Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
181 Кубан. Особенности употребления глаголов на Кубани. 1 .М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления глаголов на Кубани.
182 Морфологический разбор глагола. 1 Учебник
Приложение к учебнику
Выполняют устный и письменный морфологический разбор глагола.
183 Р. р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица ( упр.688). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Готовятся к написанию сжатого изложения.
184 Р. р. Написание сжатого изложения с изменением формы лица ( упр.688). 1 Таблица
Карточки
Пишут изложение.
185 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. 1 Карточки
Усваивают правило написаниямягкого знака после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
186 Употребление времён. 1 Презентация
Таблица
Составляют рассказ, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.
187 Р. р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
Устный рассказ по сюжетным картинкам ( упр.697).
1 Учебник
Составляют устный рассказ по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).
188 Повторение по теме «Глагол». 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
189 Повторение по теме «Глагол». Урок-практикум. 1 Карточки
Тесты Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела.
190 Р .р. Подготовка к сочинению. по рисунку О .В .Поповича «Не взяли на рыбалку»( 701). 1 Учебник
Приложение к учебнику
Систематизируют материал к написанию сочинения.
191 Р .р. Написание сочинения. по рисунку О .В .Поповича «Не взяли на рыбалку»( 701). 1 Пишут сочинение.
192 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
1 Пишут контрольный диктант.
193 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Повторение и систематизация изученного( 11часов)
194 Разделы науки о языке. 1 Презентация
Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.
195 Кубан. Влияние диалектных условий на культуру речи. 1 М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют влияние диалектных условий на культуру речи.
196 Орфограммы в приставках. 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Выделяют орфограммы .Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Работают с текстами упражнений.
197 Орфограммы в корнях слов. 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Выделяют орфограммы Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Работают с текстами упражнений.
198 Орфограммы в окончаниях слов 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Выделяют орфограммы Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Работают с текстами упражнений
199 Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания. 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Выделяют орфограммы Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Работают с текстами упражнений
200 Знаки препинания в простом предложении. 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Расставляют знаки препинания.
201 Знаки препинания в сложном предложении. 1 Карточки
Тесты Повторяют и систематизируют знания по теме. Расставляют знаки препинания.
202 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 Пишут итоговый контрольный диктант
203 Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
204 Р. р. Устное сочинение «Куда бы я хотел поехать летом. И почему?» 1 Учебник
Приложение к учебнику
Составляют устное сочинение.
Итого 204 часа К.д-8
К.соч.-2
К.изл.-2