Консультация логопеда: Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни


КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА
Особенности речевого развития ребенка
пятого года жизни На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
К четырем годам малыш осваивает правильное произношение свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и абсолютно чисто произносит их в словах, предложениях и связной речи.
В словаре ребенка этого возраста более полутора тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок. Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).  Используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь). Малыш с удовольствием рассказывает дома, как провел день в детском саду, чем занимался, повторяет стихи, песенки и сказки, которые слышал, отвечает на вопросы взрослых, то есть поддерживает диалог. Именно в это время важно читать ребенку, рассматривая с ним иллюстрации к произведению, обязательно обсуждая с ним прочитанное и увиденное, учить малыша пересказывать услышанные произведения полно (близко к тексту) и кратко.
На пятом году ребенок активно овладевает навыками словообразования и словоизменения. Появление в его речи инноваций – одна из особенностей этого возраста. Ребенок говорит: «Смотри, как я таю мороженое. Я – папиная дочка. Папу черепахи зовут черепах?»
С четырех до пяти лет у ребенка наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам не только свистящие звуки, но и шипящие [ш], [ж], [щ], а также звук [ч] произносятся ребенком правильно и дифференцированы в речи, т.е. ребенок не путает их между собой, а говорит совершенно чисто. В этом возрасте у нормально развивающегося ребенка еще может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’]. Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойство.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.