Консультация Развитие речи детей второго года жизни.


Развитие речи детей второго года жизни.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка и содержания методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.
Второй год жизни ребёнка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. Продолжается интенсивное развитие психической сферы, совершенствуются моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребёнок на первом году жизни, приобретают большую ловкость, координацию.
Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Развивается подражательная игра. Ребёнок начинает «читать» книгу, «причёсываться», «наряжаться» и т.д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.
В этот период происходит становление и быстрое совершенствование речевых функций. Значительно обогащается жестовая речь, мимика. В первой половине второго года жизни происходит значительное накопление пассивного словаря, во второй половине – интенсивное овладение активной речью.
По-прежнему велика потребность у ребёнка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, активность, развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.
Как ни велико значение игр, общения со взрослым, приобретаемого в быту самостоятельного опыта, этого всё же недостаточно для полноценного развития ребёнка. Чтобы обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша, необходимо включать его в процесс целенаправленного обучения. При этом развитию речи уделяется основное внимание. Так как нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его поведении и деятельности. Задержка речевого развития в некоторых случаях не может быть полностью компенсирована впоследствии.
Содержание занятий по развитию речи с детьми второго года жизни должно быть самое разнообразное. У детей формируют элементарные знания о ближайшем окружении: о близких людях, их именах, внешнем виде, действиях в окружающем, о пище, об игрушках, о предметах быта. На протяжении второго года жизни особое внимание уделяется развитию понимания речи взрослого. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «облегчённые слова», звукоподражания).
Желательно, чтобы в структуру занятий были включены игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, формирования правильного звукопроизношения и речевого дыхания, силы голоса, мелкой и общей моторики, так как они имеют большое значение для развития речи.
1. Для развития речи широко используются картинки.
Зрительное восприятие является основным средством познания мира. При обучении дети знакомятся с формой, величиной, цветом предметов, их положения в пространстве.
2. Игры, направленные на развитие слухового внимая, учат различать на слух неречевые звуки, звукоподражания, что подготавливает детей в дальнейшем к выделению звуков из их сочетаний , слогов и слов.
3. Обучая детей правильному речевому дыханию, детей учат длительному плавному выдоху (проводятся игры на поддувание мелких лёгких предметов – ваты, снежинок, папиросной бумаги, корабликов).
4. При работе над силой голоса развивают у детей голос средней силы, работают над мягкой атакой гласного звука, учат говорить громко и тихо.
5. Игры с пальчиками, раскладывание мелких предметов стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.
6. Физкультминутки закрепляют связь между предметом, словом и действием, помогают избавиться от напряжения и утомления.
С целью поддержания активности и интереса детей на одном занятии используется несколько разных игр, чтобы малыши в течении занятия могли менять своё местоположение, переходить от занятий за столом к подвижным играм, стоять рядом со взрослым у стола. Необходимо, чтобы речь педагога была адресована каждому ребёнку. Она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, понятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных детям этого возраста слов; педагог должен показать свою заинтересованность ходом занятия. В разговоре детям предоставляется время на обратную связь, принимается любой ответ ребёнка, при этом предлагается правильные образцы речи. С теми детьми, кто недостаточно хорошо усвоил новый материал, проводятся индивидуальные занятия.
Начиная со второго года жизни занятия строятся по тематическому принципу. Игры связаны с лексическими и фонетическими темами.