«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»


Консультация дла родителей на тему:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения»
Воспитатель первой младшей группы
ДОУ № 10 «Сокол» Горак Наталья Васильевна.
Цель; помочь ребенку по возможности безболезненно войти вжизнь детского сада.
Предварительная работа:
- посещение семьи нового ребенка на дому с целью знакомства с родителями и другими членами семьи;
-знакомство с самим ребенком, состоянием его здоровья, распорядком дня малыша;
-требования, предъявляемые взрослыми;
-сформированность навыков опрятности, самостоятельности еды,одевания, наличие вредных привычек: потребность в соске, игрушке, укачивание при засыпании;-
-беседа с взрослыми о том, как готовяд ребенка к поступлению в детский сад;
-какие индивидуальные особенности малыша необходимо учитывать воспитателю;
- беседа с родителями о привычках ребенка, о его любимых занятиях дома.


Информация воспитателя об адаптационном периоде для ребенка в детском саду:
- Ваш малыш подрос и уже не далек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом.Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад- сложный ериод в жизни маленького ребенка, свеобразный экзамен его психики, здоровья.
В условиях семьи малыш привыкк установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Для нас с вами , людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами- дело привычное, часто привлектельное. Иное дело- ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик,и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связе и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для нео укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьи.
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната , незнакомые дети вокруг, чужие взрослые- воспитатели. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни малыш отвечает реакцией осторожности или протеста: становится робким, замкнутым, вялым, плаксивым, капризным, упрямым, беспокойным. Часто он упорно не хочет покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимается к родителям.
В поведении вновь принятых детей можно наблюдать черты, свойственные детям более раннего возраста. Например:примитивнее становится речь малыша, возможно временное разрушение неоторых навыков.У дедей приученных к опрятности, возможны недержание мочи и кла.Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота,Временное повышение температуры,появление сыпи и т.д. У одних днтей нарушается сон, у других- отсутствует аппети
Таким образом, периодадаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и для нас , персонала группы. В среднем длительность адаптации у дете раннего возраста длится от 2х- 3х недель, а в отдельных случаях до пол-года и больше. Но даже относительно кооткие сроки для ребенка далеко не безобидны.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего кновм условиям,возрастает, поскольку под влиянием эмоциональношо напряжения снижаюься защитные силы организма. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка.? Опыт показавает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненние осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.Известные трудности в адаптационный период испытывают дети,привыкшие к общению только с родителями.Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям- причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит. Что в первые дни прибывания в детском саду онбудет негативно относиться к воспитателю, нане, что усложняет ухор за ними.
Дети радушных, гостеприимных , дружелюбных родителей, дети из семей , состоящих из многочисленных родственников. Легко вступают в контакт с воспитателем. Няней, У таких детей, как прпвило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, Которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского н е л ь з я . Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня прибывания в детском саду.
Итак, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада- нужна подготовительная работа в семье.Прежде всего необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания . бодрствования,а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.
Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него, Учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.
О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказываний своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться з домом, чем его будут кормить, как одевать и т.д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетите группу.Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют на прогулке или играют в групповой комнате.
Группа комплектуется постепенно, Поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку.Но в первые дни лучше оставлять ребенка на 1-2 часа, увеличивая время прбывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем до вечера.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателю, няне, установит контакт с ними, тем спокойнееон перенесет перемены в своей жизни, разлуку с вами.Ваше вежливое отношение к сотрудникам детскрго сада расположит ребенка к общению с нами.
В адаптационный период разрушение любых привычек, втом числе и вредных , нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям.Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, придупридите об этом воспитателя.
В заключении следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка,Согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к к перемене в образе жизни.