Консультация для родителей Особенности адаптационного периода детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ


Консультация для родителей
"Особенности адаптационного периода
детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут. Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, а другие в первый день чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким и бестравматичным.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение психического благополучия индивида.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее:
У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально- поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
Происходит задержка темпов нервно психического и физического развития.
Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза, энкопреза, неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний. Степень выраженности, указанных выше отклонений, зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Легкая степень адаптации
• К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не больше одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
• Возраст от 1 года до 2 лет – период адаптации 7 дней- 4 недели.
• Возраст от 2 до 3 лет – период адаптации от 7 дней до 3 недель.
Средняя степень адаптации
• Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Засыпает не скоро и ненадолго, спит спокойно. Аппетит выборочный, но насыщенный. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким людям – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании, встрече). Избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Отношение к детям безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается на короткое время. Появляются признаки невротических реакций. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение полутора-двух недель.
• Возраст от 1 года до 2 лет – период адаптации до 2 месяцев.
• Возраст от 2 до 3 лет – период адаптации до 1-1,5 месяца.
Тяжелая степень адаптации
• Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, вскрикивает во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким людям – эмоционально- возбужденное. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная. Респираторные заболевания более трех раз, длительностью более 10 дней. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов
• Возраст от 1 года до 2 лет – период адаптации до 3 месяцев.
• Возраст от 2 до 3 лет – период адаптации до 2 месяцев.
Дезадаптация
• Ребенок часто болеет. Наступает физическое и психическое истощение. Не спит, капризничает, отказывается от еды. Тяжело расстается с близкими. Отсутствие близких, их внимания вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных. Нет контакта с педагогами и детьми. Повышается температура, появляется сыпь, частые мочеиспускания, другие невротические реакции. Агрессивен с окружающими его людьми. Нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала, замедляются рост и прибавка в весе. Поведенческие реакции нормализуются к 5-6-му месяцу пребывания в ДОУ.
• Возраст от 1 года до 2 лет – длительность адаптации до 6 месяцев.
• Возраст от 2 до 3 лет – длительность адаптации до 5 месяцев.
• Невротические реакции: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
• возраст ребенка; • состояние здоровья; • уровень развития; • личностные особенности;
• умение общаться с взрослыми и сверстниками;
• сформированность предметной и игровой деятельности;
• приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
• сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков;
• готовность родителей к пребыванию ребенка в массовом дошкольном учреждении.