Из опыта работы учителя математики МКОУ СОШ №3 Кашириной В.А. по теме «Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах»


Из опыта работы учителя математики МКОУ СОШ №3 Кашириной В.А. по теме «Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах»Одной из главных задач каждого педагога в том, чтобы воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к окружающим, гордость за свое Отечество. Участие в военно-патриотических мероприятиях школы и района: встречи с ветеранами, классные часы и проекты, посвященные Дням воинской славы, просмотр видеофильмов о войне, городские акции, школьная военно-спортивная игра «Зарница», ежегодный школьный конкурс «Солдатский конверт», краевой слет Юных Инспекторов Дорожного Движения - стало традицией МКОУ СОШ №3 села Безопасного. Учащиеся класса, в котором работает Каширина Валентина Андреевна принимает активное участие в работе школьного экологического клуба «Росток», что позволяет воспитывать и формировать экологическую культуру. Участие в районных и школьных акциях, конкурсах позволяет добиться следующих высоких результатов: 2013-2016 годы г. - проект «Зеленый кабинет», 1 место; 2013 г.- школьный конкурс агитационных плакатов на тему «Береги природу» - 2 место; 2014, 2015 году – школьного конкурса «Скворечник » - 1 место; 2014 г.- 2016 г.- школьный экологический конкурс «Чистый двор» - 1 место. Ежегодное участие в городском экологическом проекте «Чистый двор» по озеленению села, территории школы, а также в проведении акции «Покормите птиц зимой» позволяет формировать у учащихся навыки экологической культуры. Активная деятельность учащихся отмечена грамотами и благодарностями.
Проектная деятельность стала приоритетным направлением в развитии классного коллектива. Успешно реализованы социально – значимые проекты: «Законы нашего коллектива», «Наши любимые места отдыха», «Моя Родина», «Сохраним село», , «Мир без наркотиков», «Мой классный классный», «Мы вместе», результаты которых представлены в виде презентаций, акций, буклетов, праздников и т.д. В реализации проектов большую помощь оказывают родители.
Процентные показатели участия в проектах
2013-2014 г. 2014-2015 г. 2008-2009 г. 2009-2010 г.
дети 68 % 86 % 100 % 100 %
родители 60,7 % 70 % 84% 87 %
Данные таблицы показывают положительную динамику участия в социально-значимых проектах не только учеников, но и их родителей. Для детей участие в проектной деятельности становится необходимым, значимым.
В своей педагогической деятельности Каширина В.А. ведет активную работу по организации занятости детей через дополнительное образование, что способствует творческому развитию личности ребенка, дает положительную динамику в формировании классного коллектива.
Высокая активность и результативность детей в мероприятиях различного уровня позволяет сделать вывод о сформированных творческих способностях, стремлении к самореализации, успешной адаптации учащихся.
Паспорт социального проекта
Школьный социальный проект «Мы вместе»,
посвящённый Международному дню толерантности
и дню Конституции России.
 
   Руководитель проекта; Каширина Валентина Андреевна, учитель математики муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 школа.
   География проекта: село Безопасное Труновского муниципального района Ставропольского края.
 
    Актуальность проекта    В настоящее время в детской среде распространяется агрессивность, недоброжелательность, озлобленность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Снижается ответственность родителей за воспитание детей, проявляется индивидуализация существования (каждый сам за себя), концентрация на материальных благах для себя.
   Причины этому - средства массовой информации, социальное окружение детей, непонимание друг друга  возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Школьники замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию) практически не выражена. Наблюдается низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре своей малой Родины, народов разных стран, людей с ограниченными возможностями.
   В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований - воспитание толерантности является обязательным для школьного образовательного учреждения.
 
   Практическая значимость.
   Реализация проекта «Мы вместе» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
   Научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, повысит  знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. Улучшится психологический климат в школе, разнообразится досуг ребят конкретными важными делами, которые они сами подготовили, сплотит классный коллектив и повлияет на повышение качества образовательного процесса.
 
   Участники проекта:  учащиеся 1 - 11 классов, родители, классные руководители, психолог, социальный педагог, учителя - предметники. 
   Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1 – 11 классов.
   В школьном возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, и именно в этом возрасте важна самореализация. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечёт интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей.
 
   Цель проекта: Формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
 
   Задачи:
1.Создать в школе предметно - развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2.Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам, родителям, людям пожилого возраста, инвалидам.
3.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
4.Воспитывать у детей непримиримости к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
5.Развивать коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; познавательную активность, творчество и фантазию.
6.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
 
   Краткая аннотация: Формированием толерантности нужно заниматься с раннего детства. Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации, родителей и общественности.
 
   Особенности   проекта:
   Тип: Социальный, личностный, практический.   Характер: массовый (коллективный).
 
   Сроки реализации проекта: ноябрь – декабрь 2015 года
 
Механизм реализации проекта:
 
Механизм реализации проекта:
  
Методы реализации проекта
Внеурочная деятельность Название Участники
Художественно-творческая Конкурс рисунков: «Мы вместе»
Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню Толерантности Ученики, классный руководитель, педагог - организатор, учитель ИЗОПроектная Проект «Открытка»
Проект «Фестиваль народов мира» Ученики, классный руководитель, родители
Игровая Викторины: «Толерантность – искусство жить вместе!»; «Умейте дружбой дорожить»
Игры: «Игры народов мира»; «Жить в мире с собой и другими» Ученики, классный руководитель
Познавательная Просмотр мультфильмов о дружбе  с последующим обсуждением.
Диспуты на темы:
Что такое «Толерантность»;
«Я – гражданин России»;
Классные часы по теме «Толерантность» Ученики, классный руководитель, социальный педагог, психолог
 
Направления и формы реализации проекта
Работа с общественностью Работа с родителями Работа с обучающимися- проведение совместных мероприятий с учащимися младших и старших классов, с родителями и организациями;
- встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений.
- работа со школьным психологом.
  - родительские собрания;
- активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности;
- индивидуальные консультации. - отношение к ученику, как равноправному партнеру;
- развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим;
- воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру;
-  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
-  воспитание и развитие у детей духовности и культуры.
 
 
Календарный план реализации школьного проекта «Мы вместе»
 
№ Мероприятие Класс Дата проведения Ответственный
Организация взаимодействия администрации школы с субъектами профилактики
1 Анкетирование и тестирование по конкретным показателям развития толерантности и межкультурного взаимопонимания в школе
Разработка анкет
Анкетирование учащихся  
 
 
1-11  
 
 
октябрь  
Зам. дир. по УВР
Психолог
Классные руководители
Мониторинги и обследования
2 «Уровень воспитанности учащихся» (методика диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)«Уровень тревожности» (анкета тревожности по Филлипсу)
«Уровень адаптации» (анкеты - 1 и 5 кл) 1-11 ноябрь Психолог
Классные руководители
Работа с учащимися
3 Занятия с учащимися по воспитанию толерантности:  «Жить как люди», «Планета толерантности»,
«Дружба и понимание», «Наша классная семья».  
 
1 - 11  
 
ноябрь  
 
классные руководители
4 Неделя математики.
Тематические уроки по плану, стенгазеты, математические викторины  
2-11  
17- 22 ноября  
Учителя англ. яз.
 
 
 
5  
 
«Фестиваль народов мира»  
 
1 - 11  
 
25 – 26
ноября
  Зам. дир. по УВР
9 «А» класс 
кл. рук. Руководитель проекта
6 Правовая декада.
Профилактические беседы представителей органов системы профилактики.
«Гражданин обращается в ЗАГС»
«Нарушение правопорядка и меры ответственности»
«Уголовная и административная ответственность»
«Права и обязанности несовершеннолетних»
«Безопасность на проезжей части»
«В мире вредных и полезных привычек»
Тематические кл. часы «Человек. Государство. Право» 1-11
 
 
10-11
9
 
7
 
5-6
 
1-3
4
 
1-11 02 – 12 декабря Зам. дир. по УВР
Соц. педагог
 
Зав. Загса Участковый
с. Донского
Инспектор ПДН
 
Инспектор ГИБДД
Мед. работник школы
Классные руководители 1-11 классов
Работа с общественностью
(Сельский Дом культуры с. Безопасного; школьная и сельская(взрослая и детская) библиотеки, ; администрация с/совета с. Безопасного" )
  Жюри в конкурсах рисунков и стенгазет.
Приглашение в качестве гостей на мероприятия: «Фестиваль иностранного языка», «Фестиваль дружбы народов».
Беседы и классные часы  
 
 
1-11  
 
ноябрь
декабрь Зам. дир. по УВР
Руководитель проекта
Работа с родителями
7 Родительские собрания:
1. «Семья как образовательная среда»
2. «Что такое толерантность» 1 - 11  
 
  Зам. дир. по УВР классные руководители
Наглядная агитация
8 «Дорогой дружбы и добра», «Север - здесь Родины моей начало» 1-11 в течение года Школьный библиотекарь
9 Оформление стенда «Правовое воспитание» с информацией о проведении Дней толерантности в школе. совет обуч-сяв течение года Зам. дир. по УВР
Руководитель проекта
10 Выпуск школьной стенгазеты «Мы вместе», посвященной Международному дню Толерантности 5 «Б» класс ноябрь Руководитель проекта
11 Выставка рисунков и плакатов на тему: «Мы - разные» 1 - 11 ноябрь Руководитель проекта
12 Открытка – поздравление для населения села совет обуч-ся16 ноября Руководитель проекта
13 Размещение на сайте школы материалов по реализации плана мероприятий проекта «Мы вместе».   декабрь Руководитель проекта
           
   Ресурсы для реализации проекта
- человеческие (все, кто будет участвовать в проекте);
- спонсоры родители: костюмы, бумага, ватман, маркеры, карандаши и др.
 
   Риски проекта:
 - Игнорирование учащимися мероприятий.
 - Невнимательное отношение родителей к задачам проекта.
 
   Ожидаемые результаты
1. Формирование основ толерантного сознания.
2. Профилактика национального экстремизма.
3. Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы.
4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
5. Воспитание активной жизненной позиции: человек,  успешно взаимодействующий в коллективе, противостоящий интолерантным отношениям, социально адаптированный.
6. Повышение интереса обучающихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей.
7. Повышение социальной активности обучающихся.
 Сценарий праздника "Мы вместе"
«Мы вместе!»
Дети входят в зал под песню “Улыбка” 
Ольга: Ребята, вам знакома эта песня?  
Как она называется?  («Улыбка»). 
Тельман: Что такое улыбка?  
Ольга: Это выражение на лице, мимика. А когда человек улыбается? Тельман: Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый… 
Ольга: Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.  
Тельман: Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).  
Ольга: Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Слово толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.  
Тельман: Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да). 
Ольга: 4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства,  
Тельман:16 ноября – День толерантности, 12 декабря День Конституции! 
Ольга: Я люблю тебя, Россия!Я хочу, чтоб ты цвела!  
Ольга: Словно птица в небе синем, 
 Распахнувши два крыла,Ты согрела полпланеты – Сто народов! Сто племен!
 
Ольга: Мы – твои родные дети 
Пусть синеет небосклон!  
Тельман: Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва,проживаем в добром миреКак на дереве листва. 
Ольга: И еще десятки разныхНаций, сел и городов! 
Этот день – наш общий праздник! 
Тельман: Этот край – наш общий дом! 
Ольга: Россия. Таких стран больше нет. На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша малая родина – наша Подюга! И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия.  
Ольга: Наша страна – Россия огромная. Все народы живут в ней в дружбе и согласии. С детства мы учимся любить и беречь нашу Родину. Мы ходим в детские сады и школы, получаем образование, чтобы стать полезным для нашей России, чтобы своим трудом укреплять силу и славу нашей великой страны, чтобы творить добро для всех людей!  
Тельман:Родина и единство… Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. 
Ольга: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! 
Тельман: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.  
Главное – вместе!   Главное – дружно!Главное – с сердцем, горящим в груди! 
Ольга: В мире очень много народов, и у каждого народа своя Родина, есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Тельман: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга. 
Ольга: На наш сегодняшний праздник каждый класс, приготовил представителей разных народов мира, подготовили номера художественной самодеятельности. 
Тельман:Отрывает наш праздник представители…. 
 
 Завершение праздника:
 
Ольга: Важнее что всего на белом свете? 
Ответы ищут много-много лет 
Артисты, музыканты и поэты, 
Наверное, - ответа просто нет!  
Тельман: Зато мы знаем, - что всего дороже, - 
Дороже дружбы нету ничего! 
Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна». 
 Ведущая: Различиями нашими мы будем восхищаться! 
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!
Мы русские! Выступление 9 класса.  
(Костюмы предоставлены Сельским Домом культуры с. Безопасного) 
____________ Здравствуйте, гости дорогие! 
____________ Здравствуйте и маленькие, и большие! 
____________Благодатна ты, наша матушка-земля, Русь великая! 
Всех приютишь ты, всех накормишь, всех обогреешь, всем дело по душе найдёшь! 
____________ Надышусь этим воздухом, зеленью этой- 
Здесь и есть настоящая древняя Русь. 
Надышусь, насмотрюсь, налюбуюсь планетой 
И в её благодать малой каплей вольюсь. 
____________ Жива традиция, жива- 
От поколенья старшего  
Важны обряды и слова  
Из прошлого из нашего. 
_____________ Вот девицы - ягодиночки 
А нарядные, как картиночки. 
Вот идут они, раскрасавицы,  
Сарафаны на них развиваются, 
На рубахах узор красуется, 
И любой на них любуется. 
_____________ Есть в нашем мире много разных стран, 
А так же много разного народа, 
Но символ Руси - матушки - нарядный сарафан 
Стал самым главным символом народа. 
______________ Шиты золотом, каймой украшены 
Раньше гордостью были нашею. 
Сарафанами Русь прославилась,
 
Их носить нам не разонравилось. 
______________ Русский сарафан - модель удачная. 
Если пестрая - значит, дачная. 
Если строгая - то для офиса. 
Если русская - в танец просится.  
______________ Приглядитесь - дело в крое - 
Клинья вшиты по бокам - 
Потому и назывался  
Косоклинным сарафан. 
_____________ А рубахи расписные? 
И у каждой свой узор: 
Вьюнчики, цветки, полоски, 
На манжетах – подзор. 
______________ Разве вправе мы забыть 
Все заветы старые? 
Нет, мы научились шить 
Платья сарафанные. 
___________ Что же девушки споём? 
__________ Нет прекраснее частушек! 
Мамы, бабушки любили. 
Обожаем мы с тобой.