Памятка для педагогов Современные образовательные технологии в дополнительном образовании


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современные образовательные технологии (СОТ):
Технологии на основе гуманно-личностной ориентации (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили)
Активные методы обучения (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, технология модерации)
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, групповое обучение, технология взаимообучения, коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко), коллективная творческая деятельность (И.П.Иванов), технология модульного обучения)
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала («Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев), концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, М.Б.Волович), программированное обучение (Н.Ф.Талызин, Т.А.Ильина), модели интеграции содержания в учебных дисциплинах, технологии концентрированного обучения)
Авторские педагогические технологии (концепция музыкального развития ребенка Б.М. Теплова, технология творческого музыкального воспитания Г.А. Струве, технология преподавания изобразительного искусства в школе «Образ и мысль», Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Технологии развивающего обучения (развивающее обучение с направленностью наразвитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов), технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Компетентностно-ориентированные технологии (технология самообразования и саморазвития человека, технология самопознания и т.п.);
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Арт-терапия;
Сказкотерапия;
Социально-воспитательные технологии (социальное проектирование, технология развития самостоятельности)
***
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
технология уровневой дифференциации
технология модульного обучения
групповое обучение
технология взаимообучения
коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко),
коллективная творческая деятельность (И.П.Иванов)
Самая распространенная и не менее эффективная форма индивидуализации учебного процесса - технология уровневой дифференциации. Существует множество вариантов этой технологии. Основная задача технологии уровневой дифференциации – увидеть и сохранить индивидуальность ученика, помочь ребенку поверить в свои силы, создать благоприятные условия для его максимального развития, одним словом, обеспечить индивидуальный подход к обучению.
Дифференцированное обучение в первую очередь выражается в подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, в соблюдении принципов доступности и посильности.
Характерной чертой уровневой дифференциации является открытость требований, учащемуся предоставляется возможность самому выбирать темпы усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы по этой технологии включает в себя такие ступени, как выявление отставаний, ликвидация их пробелов, устранение причин неуспеваемости, формирование интереса и мотивации к учебе, а также дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности учащегося.
Применение технологии уровневой дифференциации требует от педагога изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей учащихся (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.), диагностики их уровня знаний и умений.
Применение этой технологии актуально как в случае групповых, так и индивидуальных форм обучения.
Технология модульного обучения предполагает разделение содержания всего обучения на самостоятельные модули, объединённые одной целью, но имеющие собственное содержание и задачи.
Такая организация обучения позволяет очень ясно и четко структурировать содержание учебного курса, делает наглядным для детей весь процесс обучения, предоставляет возможность видеть объем и разнообразие изучаемого материала, уровень его сложности, помогает легче ориентироваться в направленности получаемых заданий, яснее рассчитывать свои возможности и оптимизировать свою работу, а педагогу – системно и точно диагностировать весь ход процесса обучения, проводя периодический мониторинг уровня знаний.
***
Цель применения технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса – не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие коммуникативных качеств личности. Все они предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Обучение осуществляется путем общения, когда каждый учит каждого.
Особенность групповых технологий заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
На практике это может выглядеть как:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Вообще идея обучения учеников самими учениками берет свое начало в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. А в конце 18 века в Англии Дж.Ланкастер и Андре Белл использовали систему взаимного обучения в воплощении так называемой белл-ланкастерской системе. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
В начале ХХ века русский педагог Александр Ривин сделал педагогическое открытие – самообучение в парах сменного состава, подхватил эту эстафету современный теоретик коллективного способа обучения Виталий Дьяченко.
Технология коллективного способа обучения (КСО по А.Г. Ривину и В.К. Дьяченко) использует идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.Общеизвестно, что учебная деятельность в силу своей педагогической специфики регламентирует и ограничивает общение детей. А вот такая работа в парах сменного состава позволяет нивелировать этот недостаток и развивает у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.