Круглый стол на тему Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности


Круглый стол
 «Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности»
Эпиграф: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.Ушинский)
Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя
Задачи:1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход круглого стола:
Ведущая: Заместитель директора по учебной работе Н.Н.Морозова.
Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. 
«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира».
А вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
(источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию «непрерывное образование». В Великобритании пользуются термином «продолжающееся образование», в США употребляют термин «образование через всю жизнь», в Швеции — «возобновляющееся образование». Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
учитель 21 века — это:— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;— умеющий организовать рефлексивную деятельность;— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.
Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства — вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете — способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.Если процесс образования:— осуществляется добровольно,— осуществляется сознательно,— планируется, управляется и контролируется самим человеком,— необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,то речь идет о самообразовании.Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
(Обсуждение с педагогами:«Почему учителю необходимо заниматься самообразованием?)Подведение итогов и формулировка выводов.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:— Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.— Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.— Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.— Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.— Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!— Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Обсуждение с педагогами: «По каким направлениям деятельности учителю необходимо заниматься самообразованием?»Подведение итогов и формулировка выводов.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Обсуждение с педагогами: «Из каких источников учитель может использовать информацию для повышения своего профессионального уровня?»Подведение итогов и формулировка выводов.
Определим источники получения знаний:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
интернет;
видео, аудио;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер — классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.(Ответы педагогов). Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Продуктивность процесса самообразованияСамообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
Что может быть результатом самообразования? (Обсуждение, подведение итогов)
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):— повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);— разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;— доклады, выступления;— разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;— выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;— разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;— создание комплектов;— педагогических разработок;— обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. И у ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.Выбор темы по самообразованию.Тема самообразования определяется, исходя из:1) единой методической темы школы;2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;3) педагогического стажа;4) уровня профессиональной компетентности педагога.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Эта работа в учреждениях образования должна являться одним из приоритетных направлений в деятельности предметных методических объединений. Однако в нашей школе в этом направлении активность МО и их членов невысокая, результативность научно-исследовательской деятельности педагогов находится на недостаточном уровне. В этом учебном году заканчивают работу над темами самообразования педагоги: Багель О.А. по теме «Обучение иностранному языку на раннем этапе обучения», Буркова Е.А. по теме «Опоры как средство формирования речевых навыков у учащихся», Мажинская Г.В. по теме «Дидактические сценарии уроков», Пиртань Н.В. по теме «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы», Фомина Н.Ф. по теме «Аналитическая деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы», Клопова Л.К. по теме «Эффективность урока как основная проблема и цель деятельности учителя».
К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога — многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры — главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект — субъектными отношениями.В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально — педагогическая подготовка, выбор мотивов саморегуляции деятельности и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.Следовательно, возникает проблема психологической и профессиональной готовности педагогов к учительской деятельности, прежде всего, в плане осознания себя в качестве ее субъекта и формирования педагогического самосознания.4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога (обсуждение, выводы)Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.Итак, результаты обсуждения:
факторы, препятствующие саморазвитию, расположенные в порядке убывания:
— Недостаток времени;— Состояние здоровья;— Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;— Недостаточная поддержка со стороны администрации;— Собственная инерция.
факторы, стимулирующие саморазвитие учителя:
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания в коллективе.
Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. Предлагаю разработать рейтинговую систему оценки деятельности педагогов и ежегодно в конце года проводить оценку результативности профессиональной деятельности учителей по ряду критериев (результативность работы по предмету, внеклассной работы, методической деятельности). Оценку результативности методической работы отслеживать по участию в конкурсах педмастерства, в педсоветах, семинарах, в работе по обобщению опыта, проведению открытых уроков, в научно-исследователь-ской деятельности. Поэтому есть необходимость внести изменения в Положение о самообразовании, включив в него критерий «Результативность самообразовательной деятельности». (обсуждение)А теперь давайте определим основные проблемы несовершенства в нашей самообразовательной деятельности. Для этого у вас на столах есть листы рефлексии с установкой на саморазвитие. Я попрошу каждого ответить на предложенные вопросы.
(музыка, работа с листами рефлексии)
Подведение итогов:1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность?2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом?3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему?4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру?5. Современный учитель — это профессионал или личность?Современный учитель — это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.
Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку.Памятка для педагогов:
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?
Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
уметь вставать на точку зрения ученика;
уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
уметь не бояться обратной связи от учеников;
уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Лист рефлексии с установкой на саморазвитие
1.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а)целеустремленный;
б)трудолюбивый;
в)дисциплинированный,
2.За что вас ценят коллеги?
а)за ответственность;
б)за умение отстаивать свою позицию;
в)за эрудированность, умение быть интересным собеседником.
3.Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться?
а)недостаток времени;
б)отсутствие подходящей литературы и условий;
б) недостаток силы воли и упорства.
4.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а)требовательный;
б)настойчивый;
в)снисходительный.
5.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а)решительный;
б)сообразительный;
в)любознательный.
6.На основе сравнительной самооценки вы берите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а)сила воли;
б)упорство;
в) обязательность. 7.Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а)занимаюсь любимым делом;
б)читаю;
в)провожу время с друзьями.
8.Что для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а)методические знания;
б)теоретические знания;
в)инновационная педагогическая деятельность.
9.Каким вас считают ваши друзья?
а)справедливым;
б)доброжелательным;
в)отзывчивым.
10.Какой из трех принципов вам ближе всего?
а)«Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»;
б)«В жизни всегда есть место самосовершенствованию»;
в)«Наслаждение жизнью - в творчестве».
11.Кто ближе всего к вашему идеалу?
а)человек с сильным духом и крепкой волей;
б)человек творческий, много знающий и умеющий;
в)человек независимый и уверенный в себе.12.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а)думаю, что да;
б)скорее всего, да;
в)как повезет.
13.Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а)путешествовал бы по всему миру;
б)построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в)улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Результаты рефлексии:
Всего участвовало 22 педагога
№ Вопросы Варианты ответов К-во %
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит а)целеустремленный; 6 27%
б)трудолюбивый; 8 36%
в)дисциплинированный, 9 41%
2. За что вас ценят коллеги? а)за ответственность; 17 77%
б)за умение отстаивать свою позицию; 2 9%
в)за эрудированность, умение быть интересным собеседником. 2 9%
3. Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться? а)недостаток времени; 22 100%
б)отсутствие подходящей литературы и условий; - -
б) недостаток силы воли и упорства. 1 4,5%
4. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит: а)требовательный; 4 18%
б)настойчивый; 14 64%
в)снисходительный. 7 32%
5. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный4 6 27%
б) сообразительный; 9 41%
в)любознательный. 6 27%
6. На основе сравнительной самооценки вы берите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а)сила воли; 6 27%
б)упорство; 2 9%
в) обязательность. 16 73%
7. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время? а)занимаюсь любимым делом; 13 59%
б) читаю; 9 41%
в) провожу время с друзьями 2 9%
8. Что для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) методические знания; 5 23%
б) теоретические знания; 2 9%
в) инновационная педагогическая деятельность. 13 59%
9. Каким вас считают ваши друзья?
а) справедливым; 6 27%
б)доброжелательным; 10 45,5%
в) отзывчивым. 8 36%
10. Какой из трех принципов вам ближе всего?
а)«Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»; 11 50%
б)«В жизни всегда есть место самосовершенствованию»; 7 32%
в)«Наслаждение жизнью - в творчестве». 6 27%
11. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а)человек с сильным духом и крепкой волей; 5 23%
б)человек творческий, много знающий и умеющий; 11 50%
в)человек независимый и уверенный в себе. 5 23%
12. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а)думаю, что да; 10 45,5%
б)скорее всего, да; 10 45,5%
в)как повезет. 2 9%
13. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а)путешествовал бы по всему миру; 17 77%
б)построил бы частную школу и занимался любимым делом; 3 14%
в)улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие. 3 14%