Занятие с элементами тренинга для педагогического коллектива РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ


Занятие с элементами тренинга для педагогического коллектива
Автор:
педагог – психолог
МБОУ «Ивановская средняя школа»
Салаватова О.А.
РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Профессиональная деятельность в любой сфере деятельности, должна заключаться не только в знаниях, умениях и навыках, но и в способности иметь адекватную рефлексию. Некоторые педагоги затруднительно отвечают на вопрос «Что такое профессиональная рефлексия?» и , к большому сожалению, не пользуются ей в своей практике.
Так что же такое «профессиональная рефлексия» - это способность сравнивать свои возможности с тем, что предусматривает та профессия, которую мы выбираем, не исключая существующих представлений о ней.
Рефлексия способствует развитию таких возможных качеств в людях, как конкурентоспособность, предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность и т.д.
Само понятие рефлексия произошло от латинского слова «reflexio» - обращение назад. Поэтому, рефлексия – это мыслительный процесс человека, который направлен на аналитическую деятельность своих чувств, действий, эмоций, поведения и способствует тому, что человек смотрит на себя «со стороны».
Основатель трактовки «рефлексия» стал Джонн Локк.
Профессия педагога эмоционально напряженная. Педагог должен заключать в себе множество ролей. Он должен быть профессионально компетентным, постоянно заниматься самообразованием, развивать не только свою личность, но и личность своих учеников. Должен иметь способность в управлении классным коллективом, иметь способность сглаживать конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса.
Психологи считают, что педагог обязательно должен применять к себе рефлексивное отношение, более глубоко осознавать свою деятельность и быть способным к критическому анализу и конструктивному совершенствованию.
В чем же проявляется рефлексия в профессиональной деятельности педагога:
- при самоанализе своей деятельности и себя как субъекта, давать адекватную самооценку. Это помогает педагогу осмыслить правильность выбранной профессии и правильное ли место занимает в ней. А также осмысление своих действий в выполнении профессиональных обязанностей. Д.Познер предлагает форму педагогической рефлексии: опыт + рефлексия этого опыта = развитие;
- при практическом взаимодействии адекватно осознавать и понимать свои чувства, поступки и при необходимости иметь способность к быстрой их регулировки;
- во время проективной деятельности со своими учениками, при разработке конструктивных схем достижения поставленных целей обучения. Но это все делается с учетом личностных особенностей учащихся.
Уважаемые педагоги, кто скажет, что значит выражение «рефлексивно мыслить»? Ответы педагогов.
Подведу итоги вашим ответам: «это значит умение сопоставлять сво1 профессиональное действие с учениками, на которых оно направленно, с оцениванием эффективности личностного и интеллектуального развития воспитанника».
Еще раз повторюсь о том, у педагогов рефлексия должна занимать важное место, как в своей профессиональной деятельности, так и себя как субъекта этой деятельности. Все это помогает даже самому опытному педагогу развивать свою профессиональную компетентность. Швейцарский психиатр, психолог и основатель аналитической психологии Карл Гюстав Юнг утверждал, что педагог просто обязан быть компетентен в своем деле.
Под компетентностью понимают особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности.
Профессиональная компетентность педагога заключается в системе научно-теоретических знаний, как в узкой сфере деятельности, так и в области общей педагогики и психологии.
Педагоги должны иметь следующие компоненты профессиональной компетентности:
- мотивационно - волевой компонент (мотивы, цели интерес к профессиональной деятельности, потребности, установки);
- функциональный компонент (от латинского «functio» - исполнение) (знания о способах педагогической деятельности, для создания и внедрения педагогической технологии);
- коммуникативный компонент (от латинского «communico» - общаюсь, связываю) (Умение ясно и четко излагать мысль, аргументировать, убеждать, доказывать, высказывать, анализировать, организовывать и поддерживать диалоги, выбирать стиль общения, передавать информацию);- рефлексивный компонент (контролирование себя и своих действий, повышать уровень своего развития, регулирование личностных достижений, склонность к самоанализу, плодотворное общение с людьми, самоуправление и самопознание, формирование индивидуального стиля работы).
Все перечисленные выше компоненты профессиональной компетентности должны быть единым целым.
Давайте перейдем к практической части занятия.
Задание 1. Дайте ваше толкование понятию «Педагогическая компетентность».
Педагоги зачитывают и дают объяснения своим толкованиям.
Задание 2. Тест «Импульсивность». Приложение №1.
Аналитическая справка дается после обработки результатов.
Задание 3. Упражнение «Модальность». Приложение №2.
Педагоги зачитывают свои ответы и далее следует обсуждение.
Благодарю за внимание!
Приложение 1
Тест «Импульсивность»
Предлагаемый здесь тест дает возможность узнать о склонности человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений. Ответьте письменно на предлагаемые ниже вопросы, выбирая ответы «да» или «нет»:
1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?
2. Присуще ли вам в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях?
3. Следуете ли вы при принятии решения правилу «Семь раз отмерь, один отрежь»?
4. Отмечаете ли вы за собой склонность говорить, не думая?
5. Присуще ли вам поступать под влиянием чувств?
6. Склонны ли вы к тщательному предварительному обдумыванию того, что планируете?
7. Вызывают ли у вас раздражение люди, не могущие быстро решиться на что-либо?
8. Рассудительный ли вы человек?
9. При намерении что-то сделать для вас важнее эмоции, а не разум?
10. Характерно ли для вас нежелание долго перебирать различные варианты при принятии решения?
11. Часто ли вы ругаете себя за поспешные решения?
12. Когда вы принимаете решение, то прежде всего думаете, к чему это приведет?
13. Обычно вы колеблетесь, не можете принять решение до последнего момента?
14. При решении даже простого вопроса вы должны все обдумать?
15. Можете ли вы, при конфликте не раздумывая, дать отпор своему обидчику?
Приложение 2
Упражнение «Модальность»
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
«Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право..», «Тебе интересно...». О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю что делать...», «Я старше и умнее...». Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
«Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
«Ты должен хорошо учиться!»
«Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
«Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»