Использование современных образовательных технологий как средство развития творческого потенциала младших школьников


Использование современных образовательных технологий как средство развития творческого потенциала младших школьников
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Завет-Ленинская школа»
Нижеголенко Ольга Николаевна
с. Завет-Ленинский, 2015
В Концепции новых образовательных стандартов второго поколения поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
Именно поэтому, основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков, создание условий для развития познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Следовательно, мы педагоги, должны поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, зажечь искру познания, так как желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе. И ключевую роль в решении этих задач играет использование ИКТ в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
организовать одновременно детей , обладающих различными способностями и возможностями;
повысить качество усвоения материала;
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
каждого ученика сделать субъектом процесса обучения;
развивавать общеучебные компетентности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль);
формировать психологически комфортную учебную среду, где ребенок быстро преодолевает неуверенность в своих действиях;
повышение эффективности и качества учебной и внеурочной деятельности;
активизировать познавательную и творческую деятельности школьников средствами компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима деятельности школьников;
углубить межпредметные связи;
усиление практикоориентированности обучения и воспитания;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой и учебной деятельности;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями:
представить информацию в различной форме: в виде текста, аудио, видео, анимации, презентации;
контролировать временные параметры урока;
выдавать большой объем информации по частям;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
быть точным и объективным в оценке знаний;
В целях развития творческих способностей используем следующие виды ИКТ:
Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Также они используются для представления ученических проектов.
Обучающие игры и развивающие программы для младших школьников
Дидактические материалы (представленные в электронном виде).
Программы - тренажеры.
Электронные учебники, энциклопедии.
Работа с ресурсами интернета
Проектная и исследовательская деятельность учащихся, отражающая интересы учеников по предметам и во внеклассной работе.
Более подробно, хочу остановиться на программах – тренажерах.
При традиционной технологии обучения учителю практически невозможно осуществить обратную связь с каждым учеником. Материал урока усваивается лишь группой учащихся, что снижает эффективность обучения всего класса. Выявить эти пробелы в знаниях учащихся при традиционном обучении возможно лишь при проведении текущего контроля, а не в ходе процесса объяснения. В случае использования компьютера такие трудности в работе учителя исчезают. В силу своей наглядности, красочности, графики, анимации, звука, эти программы приносят наибольший эффект, который: прививает интерес к творчеству, поиску необычного, нового, развивает навыки созидания, самореализации.
С помощью ИКТ можно отразить в презентации различные занимательные формы обучения на уроках: игры-упражнения, конкурсы, игры-путешествия, загадки, виртуальные экскурсии, творческие и исследовательские проекты, пазлы, что в совокупности и создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, располагает к выполнению задач, которые считаются трудными, и даже непреодолимыми, конечно, развивает чувство прекрасного.
Благодаря современному уровню развития информационных технологий можно совершать виртуальные путешествия и экскурсии по различным музеям мира. С помощью виртуального тура можно побывать в тех музеях, о посещении которых трудно было даже мечтать. Виртуальная экскурсия – прекрасный способ ознакомиться с шедеврами мирового искусства, посетить Эрмитаж, Лувр, совершить онлайн тур по Британскому музею.
Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, педагоги нашей школы систематически проводят танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело, развивает эстетический вкус, культуру поведения и общения, художественно - творческую и танцевальную способность, фантазию, память, обогащает кругозор. Ритмические занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Информационное взаимодействие с родителями школьников.
Творческая интерпретация элементов видеотехнологий позволяет мне создавать условия для формирования социально активных родителей. На родительских собраниях отчет о воспитательной деятельности проходит в виде слайд-шоу. В результате посещаемость повысилась.
В большинстве семей сеть Интернет для родителей была только средством для быстрого получения различного рода информации, и общения в соцсетях. После проведенной работы, приобретается опыт использования сети в образовательном аспекте для родителей, использование интернетпорталов с развивающими играми для школьников. Также родители являются активными посетителями сайта нашего образовательного заведения.
ИКТ в методической работе.
Так как проблема компьютеризации обучения фактически стала ведущей в учебно-воспитательном процессе нашей школы, информационно-технические средства широко применяется и в методической работе.
Известно, что эффективность образования зависит насколько учитель ориентируется в информационном поле.
Это, конечно организация единого информационного пространства, обмен опытом, освоение новых компьютерных программ и нового оборудования.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.” Б.Асафьев