Доклад на тему:«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание средствами дополнительного образования».


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
Тема доклада: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание средствами дополнительного образования».
Составитель:
педагог – организатор МБУДО «СЮТ»
Кравченко Н.В.
г. Приморско - Ахтарск2017г.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать национальные задачи, когда у них есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».Реализация социально-экономических реформ и связанные с ними изменения в производственных отношениях вызывают необходимость пересмотра концептуальных положений патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Стержнем системы в новых условиях становится подготовка высокоорганизованного гражданина – патриота с развитым чувством ответственности, способного активно участвовать в преобразовании различных сфер деятельности, творчески использовать знания, проявлять инициативу и профессионализм при выборе решений, умение рассматривать их через призму общечеловеческих, морально-этических, национальных ценностей. Каждый новый поворот в истории порождает новые подходы к патриотическому воспитанию, но главным принципом на все времена было и остаётся ориентация на сохранение духовного наследия народа.
Сегодня образование это не столько приобретение системы знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребёнком культурных ценностей. На фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Хаотичные явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенность приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Однако непреходящей истиной всегда было и остаётся, что личность и культура неразрывны. Культурный человек – это человек не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества.
Поэтому на первое место выходит формирование духовно–нравственной культуры (наряду с познавательной, коммуникативной, трудовой, физической). Задача гражданского воспитания состоит в том, чтобы подрастающее поколение вошло в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей страны
Духовно-нравственное развитие и воспитание становится первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Учреждения дополнительного образования детей располагают неограниченными возможностями в приобщении детей к традиционной отечественной культуре, историческому наследию, расширить круг действительно образованных людей и тем самым внести вклад в формирование нравственности, духовности наших воспитанников.
Речь идёт о таких основополагающих ориентирах как: патриотизм, культура, уважение и почитание традиций.
Ценностные ориентации детей как правило имеют избирательное отношение к материальным и духовным потребностям. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизненного пути, то останется навсегда.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Я стремлюсь к тому, чтобы уже в годы детства в сознании маленького гражданина утверждалась нерушимая, незыблемая, непреложная вера в нравственные святыни нашего Отечества, народа. Не во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным».
Педагогический коллектив Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» использует огромный потенциал отечественной культуры практически в каждом из направлений деятельности.
Системообразующим элементом являются образовательные программы. Разнообразные виды деятельности определяются спецификой изучаемого предмета. При всём многообразии форм, основополагающим является:
- приобщение детей к культурному достоянию государства;
- формирование умения поддерживать традиции и обычаи Кубани;
- формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину и
необходимости сохранения, развития и приумножения национальных
ценностей России.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Как сказано в Конституции Российской Федерации:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»…
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан (в частности подрастающим поколением) принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка происходит в сфере общего и дополнительного образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни образовательного учреждения.
Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание в учреждениях дополнительного образования, зависит от педагога, целей и задач заложенных в образовательные программы.
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:
-комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;
-педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;- управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.
Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.
Задачи патриотического воспитания:
- разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
- развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
- создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
В настоящее время в России выделяют пять моделей патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
-предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
-межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
-институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
-проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
-диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.
Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое. Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:
- индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
- социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
- материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
- педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнгительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности).
Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.
К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:
-максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;
-комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
-оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;
-неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;
-дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
Методы патриотического воспитания:
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:
-выполнение исследовательских работ по краеведению;
- организация поисковой работы;
- волонтерская и «тимуровская» работа;
- проведение встреч с известными людьми, героями;
- изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
- организация детских творческих конкурсов и т д.
В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности.Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны - вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы.Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.
Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания. Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом. Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества. Мастер-класс — это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие ни только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание.Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:
- патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи);
- музейно-экскурсионное ;- поисковое (военная археология, поисковая работа на местах боев, юный следопыт, -социальное (обществоведение, военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство их социализации, уроки выживания);
-военное (военное дело, морское дело, парусное воооружение военно-морских шлюпок, азбука юнги, военно-десантная подготовка, служебное собаководство, военный/армейский рукопашный бой, стрельба);
-историческое (история войны, история географических открытий).
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:
I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).
II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).
III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.
IV. Программы общевоспитательной направленности.
Авторами дается очень краткая характеристика комплекса программ, в которой выделим:
-нацеленность на непрерывный воспитательный процесс;
-охват учащихся всех возрастных групп;
-ориентация на работу не только с учащимися, но и с их родителями;
-указание на использование современных методик;
-обобщение и распространение опыта использования данных программ в образовательных учреждениях;
-адаптация программ к специфике регионов.
По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе недавно прошло заседание круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи», на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма и создания госзаказа патриот-проектов в области отечественного кинематографа, а также в СМИ.
Если в реальном законодательном поле появится обсуждаемая сегодня инициатива, то можно с уверенностью сказать, что это будет достойный первый шаг для обозначения на политической и гражданской карте России необходимости формирования патриотического мировоззрения.
Список использованной литературы:
Способин В.А. «Музыкальная форма», М, Просвещение, 1990;
Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997;
Берков В.С. «Гармония», Л., «Музыка»,1999;
Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43–53.
Гущина Т.Н. Воспитание индивидуальности в дополнительном образовании детей: теоретический аспект //Внешкольник. – Ярославль. –2006. – № 6. – С.22 – 25.
Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие /Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2005.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.
Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.
Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.
Алиева Сарият Адзиевна. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/1464-6
Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. - № 1. - С. 2.л
Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодёжного клуба "Заречье плюс" Зареченского района г. Тулы//Воспитание школьников. 2003. - № 2. - С. 37-45.
Войкин Александр Юрьевич. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Войкин Александр Юрьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2007.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3061
Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы (обращение к Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны, администрациям регионов и учебным заведениям) - http://niitt.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&itemid=0
Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006 - http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.
Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. . докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.
Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005. - 177 л.
Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003. - 166 с.