Методическая разработка на тему Приобщение подростков к здоровому образу жизни через взаимодействие семьи и школы


МБОУ «Вечерняя (сменная) школа» г.СимферопольПриобщение подростковк здоровому образу жизни через взаимодействие семьи и школы Разработала учитель высшей категории Квасникова Ирина Николаевна Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты2. Развитие системы поддержки талантливых детей3. Совершенствование учительского корпуса4. Изменение школьной инфраструктуры5. Сохранение и укрепление здоровья школьников6. Расширение самостоятельности школ Цель образовательного учреждения Развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. ЗДОРОВЬЕ:ФИЗИЧЕСКОЕ- это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ)- это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;СОЦИАЛЬНОЕ- это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» Принята на 55-й Сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (Бухарест, Румыния, 12-15 сентября 2005 г.) Научная сессия Российских Академий наук «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития Российского общества и государства» (2006) Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. образование и здоровье неотделимы. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.Таким образом, под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Где нет здоровых традиций, там не может быть духовного здоровья, а значит, и физического тоже. Современная экономическая и социальная действительность требует подготовки принципиально нового типа выпускника школы – человека инициативного, способного к постоянному обновлению знаний, умеющего нестандартно мыслить, и в то же время – законопослушного, умеющего заботиться о своем здоровье Семья все чаще выступает заказчиком в выборе образовательных программ, поскольку, в определенном смысле, является гарантом материального благополучия школы, при этом устраняется от воспитательной работы, ссылаясь на отсутствие времени для этого. Сотрудничество семьи и школы будет протекать успешно и способствовать приобщению подростков к здоровому образу жизни при соблюдении следующих педагогических условий. Соблюдение педагогических условий Формирование отношения у школьников к здоровому образу жизни как ценности усилиями родителей и школы Организация взаимодействия семьи и школы на основе деятелностного подхода Учет учителем типологических особенностей семьи и семейного воспитания при организации сотрудничества семьи и школы. Сотрудничествошколы и семьив приобщении школьников к здоровомуобразу жизни ШКОЛАобучение принципам и нормам здорового образа жизни СЕМЬЯвоспитание и закрепление навыков здорового образа жизни в семье Урочная деятельность Внеурочная деятельность Схема взаимодействия школы и семьи в приобщении подростков к здоровому образу жизни Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития – получением ребенком общего среднего образования.Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья.Крайне неуютная цифра, не так ли? Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать? Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20-25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Выделяют следующие их формы: заболевания костно-мышечной системы; органов зрения; болезни органов дыхания; органов пищеварения нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Распределение детей по группам здоровья 2009 2010 2015 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья Распределение детей по группам здоровья в начале и в конце обучения в школе 2015 г. (%) В начале обучения В конце обучения I и II группыздоровья III группа здоровья IV группы здоровья 5,4% 13,3% 81,3% 32,9% 66,6% 0,5% Структура общей заболеваемости детей (7 – 15 лет) 2015 г. (%) болезни органов дыхания инфекционные и паразитарные болезни болезни органов пищеварения болезни кожи и подкожной клетчатки болезни глаз травмы и отравления прочие 47,8 29,52 5,95 5,93 5,9 4,9 4,6 Распространенность нарушений, выявленных на медицинских осмотрах За год до школы (5-6 лет) 1 класс(6-7 лет) 4-5 классы9-11 лет 8-9 классы14-15 лет 10-11 классы16-17 лет дефекты речи нарушение осанки понижение остроты зрения сколиоз 23,4 13,3 5,3 1,1 9,9 21,9 11,2 3,0 2,7 22,6 16,1 5,5 1,2 20,9 21,1 9,1 0,6 18,1 21,0 11,4 Здоровье человека на 20% зависит от окружающей среды, на 20% - от наследственных факторов, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни .Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, представления об определенном виде жизнедеятельности человека. Это прежде всего система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, а также один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека. Факторы здорового образа жизни:личная гигиена;рациональное питание;оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня;двигательная активность;отказ от вредных привычек. Приобщение школьников к здоровому образу жизни Среди важных составляющих воспитательного потенциала семьи выделяет: личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи. Таким образом, здоровье детей, их самореализация, а также формирование бережного отношения к своему здоровью будет зависеть:во-первых, от атмосферы в семье, в том числе и от системы внутри­семейных отношений. От образа жизни, который ведет семья, каковы традиции в семье, какое в целом отношение к здоровью индивидуальному и общественному в семейной среде. Организация физкультурно-оздоровительной и оздоровительно--профилактической работы Создание здоровьесберегающей среды формирование здорового образа жизни, культуры здоровья.Гигиеническое обучение и воспитание Деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано с помощью следующих форм работы с семьей: родительские лектории; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания. Работа с родителями Родительских собраний, диспуты, круглые столы, выполнение различных тестов и психолого-педагогических методик, например, «Жизнь ребенка и его успехи в школе», «Один день жизни подростка», «Оценка качества жизни», практические занятия, (комплексы коррекции осанки, снятия напряжения, гимнастику для глаз и т.п.), Применение таких форм взаимодействия с родителями способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует у родителей педагогическое мышление. Вовлекает родителей в активный творческий процесс по выработке единых подходов семьи и школы в воспитании здорового образа жизни подростков.Воспитания в семье, тогда как роль педагога состояла в том, чтобы помочь родителям найти тот путь в воспитании своих детей, который не ущемлял бы достоинства каждого члена семьи.Понимая, что для сохранения и укрепления здоровья детей есть достаточно много путей, но при этом только системное и комплексное их использование в школе и семье может гарантировать сохранение здоровья подростков в последующие годы. Для поддержания здоровья детей необходимы здоровьесберегающие условия в школе Соответствие размеров мебели росту ребенка;Санитарно-гигиенический режим охраны труда и техники безопасности;Осуществление двигательной активности для школьников;Повышение мотивации обучения, стимулирование творческой и самостоятельной деятельности в образовательном процессе;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к ЗОЖ Деятельность учителя направлена на:осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению подростков, в основе которого лежит учет здоровья, уровня учебной работоспособности учеников, уровня учебных возможностей;продумывание межпредметных логических связей учебного материала с здоровьесберегающими факторами;соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, касающихся охраны здоровья и сохранения работоспособности в течение урока;усиление двигательной активности , борьбы с гиподинамией всех учащихся;умение устанавливать благоприятный психологический микроклимат в работе с подростками; создание комфортных условий для саморазвития подростка, сохранения здоровья;формирование мотивации к здоровому образу жизни;защита прав ребенка, создание условий для развития его физических и духовных сил;выработка у подростков понимания здоровья как первой жизненной ценности каждого человека;формирование высокой культуры общения в классе, в школе, здорового микроклимата, в том числе и в семье;формирование этических норм воспитания на основе уважения общечеловеческих ценностей таких, как доброта, честность, труд, уважение, сохранение природы и др.;коррекция негативных явлений у подростка;оказание материальной помощи в трудных жизненных ситуациях. Работа классных руководителейНаправления работы: Главное направление – профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания).Второе направление – профилактика детского травматизма. Формы и методы работы:Тематические классные часы, беседы, лекции;Конкурсы газет, рисунков, сочинений;Внеклассные мероприятия, соревнования;Просмотр фильмов о влиянии вредных привычек на здоровье;Работа с родителями;Оформление уголков по профилактике ДТП, ППБ и т.п. Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в 8-11 классах. Цикл бесед «Гигиена умственного труда»,«Зависимость здоровья человека от окружающей среды»,«Вредные привычки и здоровье человека»,«Гармония тела и духа»,«Кушайте на здоровье»,«Умение управлять собой»,«Крик о помощи»,«Прощайте, наркотики!»,«Суд над наркоманией»,«Исцели себя сам»,«Экзамены без стресса»,«Сделан правильный выбор»«Разговор начистоту»,Акция «Внимание, СПИД!»,«Не оборви свою песню!» Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,«Здоровая семья, нравственные аспекты»,«На контроле здоровье детей»,«Режим труда и учебы»,«Физическое воспитание детей в семье»,«Алкоголизм, семья, дети»,«Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»,«Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»,«Вредные привычки у детей»,«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»,Социальный вред алкоголизма», Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Вопросы, которые нас волнуют»,«Эти трудные подростки»,«Взрослые проблемы наших детей»,«Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»,«Курение и статистика»,«Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф»,«Наркотики в зеркале статистики»,«Психология курения»,«Нецензурная брань – это тоже болезнь». Рациональная организация труда и отдыха обучающихся и педагогов Основные документы по обсуждаемой проблеме:Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы«Гигиенические требования к условиям обучения в общественных учрежденияхИх соблюдение является обязательным для педагогов и обслуживающего персонала. Воздушно-тепловой режим Температура воздуха, согласно СанПиН - в классных помещениях 18-20* С - в мастерских 15-17* С - в кабинетах информатики 19-21* С - в спортзале 15-17* С - в библиотеке 17-21* С - в вестибюле и гардеробе 16-19* С - в рекреациях 16-18* С Воздушно-тепловой режим Относительна влажность воздуха в помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40-60%.Качественное проветривание: на переменах необходимо проветривать классы, кабинеты в течение 3-5 минут, до занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений от 20 до 30 минут; в теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Световой режим В учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100%.Следует обратить внимание на обязательное освещение над классной доской.Люксметр – прибор для измерения освещенности. В норме: освещенность на столе 300 люкс освещенность над доской 500 люксПроводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год.Своевременно заменять перегоревшие лампы. Световой режим Света должно быть много, причем максимально естественного.Рекомендуется не закрашивать оконные стекла, не затенять шторами, цветами и другими предметами.Очистку и мытье стекол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной). Требования к использованию учебной мебели Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка.Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь цветную маркировку на боковых сторонах .Посадку учащихся за партами осуществлять в соответствии с рекомендациями врача, занесенными в классный журнал в «Лист здоровья». При оборудовании учебных помещений следует соблюдать Размеры проходов и расстояний между предметами оборудования:Между рядами двухместных столов – не менее 60 см;Между рядом столов и стеной – не менее 50-70 см;От первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м;Высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см Выводы: На здоровье человека оказывает влияние множество факторов. Внешние факторы(за пределами ОУ):Экология;Семья и микроклимат в ней;Круг общения, вредные привычки;Питание;Здоровый образ жизни. Внутренние факторы (в самом ОУ):Организация учебного процесса, методика организации урока;Организация и реализация воспитательного процесса;Двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время;Создание условий психологического комфорта;Организация медицинского обслуживания в ОУ;Организация питания в ОУ;Соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении. Формула здоровья О + П + Эп + Фз + Рб + ЛцЭот + Г + К + Ал + ПерО – очищение Фз – физическая зарядкаП – питание Рб – биологические ритмыЭп – положит. эмоции Лц – лунные циклыЭот – отрицательные эмоцииГ – гиподинамия Ал - алкогольК – курение Пер – перееданиеИз формулы видно, что чем больше числитель, тем лучше состояние здоровья человека, и наоборот, чем ниже числитель, тем хуже здоровье человека.Каждый учитель должен понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит и от нас самих. Проект решения педагогического совета Обеспечить рациональную организацию - учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; - двигательной активности учащихся, включающую физкультминутки . содействовать созданию баскетбольной площадкиУстановить турник на спортивной площадкеФормировать активную позицию педагогов, родителей и учащихся по сохранению здоровья на основе соблюдения Сан ПиНов, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Направить усилие педколлектива на создание здоровых классных коллективов через систему профилактических бесед с учащимися и родителями.Учитывать при работе с учащимися их индивидуальные особенности.Усилить разъяснительную работу с учащимися по соблюдению Правил поведения и инструкций по охране труда и технике безопасности.Строго контролировать поведение учащихся на переменах с целью предупреждения случаев травматизма. Здоровье ребенка либо строится, и это требует больших усилий и средств, либо оно разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.