Методические рекомендации для педагогов по освоению детьми образовательной области Социализация .Игра (Младшая группа)

Методические рекомендации для педагогов по освоению детьми образовательной области
«Социализация. Игра»
Игра – самая естественная деятельность ребёнка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью. Перед педагогами, работающими с малышами ставятся несколько целей:
1.развивать игровой опыт каждого ребёнка;
2.помогать детям в игре отражать мир;
3.побуждать детей к первым творческим проявлениям;
4.воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.
Уже в раннем возрасте ребёнок включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, игры имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом. В педагогическом процессе широко используются дидактические игры.Для того чтобы ребёнок в полной мере овладел игрой, взрослые должны применять особые способы её педагогического сопровождения.К двум годам ребёнок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действам взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки), воспроизводить несложный сюжет из нескольких игровых действий, действовать с предметами - заместителями. В играх появляются действия и без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия с предметом. Социализация ребёнка происходит через игру. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Задачи воспитания и развития детей в младшей группе
Постепенно развивать игровой опыт каждого ребёнка. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Способствовать отображению в сюжетно ролевых играх элементарных бытовых сюжетов и сюжетов, отражающих профессиональные отношения взрослых. Развивать умение принимать игровую роль. Способствовать организации игрового общения со сверстниками (парного и в малой группе), объединению детей для совместных действий.В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается.
Младшая группа
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Весёлые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.Развития детей второго года жизни наиболее успешно осуществляется игре, поэтому игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуации. На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим мишке обед», « купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей» В игре дети знакомятся с названиями предметов, их групповой принадлежности, назначению, материалами из которых сделаны эти предметы. В совместной игре с воспитателем ребёнок осваивает умения правильно называть себя в игровой роли («Я - шофёр», «Я - мама»), называть свои игровые действия («Я завожу мотор - р-р-р, я еду на машине», «Я варю кашу, буду кормить дочку»), планировать в речи 1-2игровых действия, передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий. В зависимости от сюжета и роли пользуются разными игрушками, предметами, предметами – заместителями, атрибутами одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса).
Итоги освоения содержания образовательной области «Социализация. Игры.» Младшая группа.
ДОСТИЖЕНИЕ РЕБЁНКА - ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа. Охотно вступает в ролевой диалог от роли. У ребёнка есть любимые игры роли, которые охотнее всего выполняет. Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с нею. Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.
Итоги, которые вызывают озабоченность, и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, его игры однообразны. Использование предметов - заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем мало инициативен. Проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеские отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточное: начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет. В дидактических играх часто не принимает игровую задачу и просто манипулирует с игровым материалом. Опыт работы в нашей группе
В нашей группе мы используем игру, как форму организации детей. Создаём у них бодрое, радостное настроение, приучаем спокойно и самостоятельно играть. Развиваем чувство симпатии к товарищам по игре, доброжелательное отношение к ним, умение играть вместе и совместно пользоваться игрушками. Во время игр мы развиваем движение, сенсорные способности детей, воображение, речевое общение с взрослыми и друг с другом. Мы закрепляем умение детей действовать с предметами и игрушками, формируем игровые действия, учим объединять их несложным сюжетом («Мама кормит детей», «Шофёр водит машину»). Уже к концу года у детей развито умение, с нашей не большой помощью, переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре2-3 последовательных эпизода. («Кукла спит, гуляет, затем обедает»). Учим подбирать игрушки атрибуты для игры, использовать игрушки в качестве партнёра. Побуждаем использовать в игре предметы - заместители (кубик - хлеб, палочка - градусник), участвовать в совместных игр («Поехали на поезде»), объединятся (по 2-3ребёнка) для самостоятельных игр. Приучаем детей использовать в игре навыки по сооружению построек из строительного материала (дорожка, машина, дом, мебель для куклы). Проводя подвижные игры - развиваем у детей желание играть вместе с воспитателем,запомнить игры с простым содержанием, несложными движениями. Приучаем их к совместным играм небольшими группами. Поддерживаем игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание катание).Для развития коммуникативности, в начале года, приучаем детей к совместным играм небольшими группами(по 2-3человека), в конце года круг общения детей значительно расшираяется. Учим детей передавать простейшие образные действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зёрнышко попить водичку, как цыплята). Так как малышам интересные п./и преодолением препятствий, с догоняющим или водящим, с обхождением расставленных предметов мы приобрели в группу кегли и кубики, а также мячи разноцветные и разной величины, потому что малыши любят ловить, бросать, катать, передавать и собирать их. Такие игры способствуют развитию основных групп мышц. Летом можно использовать обруч. Для развития мелкой моторики мы предлагаем малышей самим сделать бусы из колечек, из больших пуговиц. Вместе с детьми мы делаем аппликацию из бумаги, лепим звери из пластилина или солёного теста, рисуем пальчиковыми красками или гуашью. Для прогулки на участке мы предлагаем цветные мелки, а ещё для пальчиков полезна игры с песком или камешками. Детям много радости приносит, когда мы вместе с ними изготавливаем подделки из шишек, каштанов, желудей. А перед сном мы читаем интересную сказку или рассказ. В нашей работе мы так жеиспользуем дидактические игрушки. Учим сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом; прокатывать мячи через ворота одинаковой с ними окраски, соответствующего размера (большой мяч через высокие ворота, маленький - через низкие); собирать пирамидку из колец одного размера, чередуя в определённой последовательности 2-3цвета; собирать пирамидку из уменьшающих (увеличивающих) по размеру одноцветных колец. Закрепляем умение действовать с предметами-заместителями, простейшими мозаиками. Учим соотносить форму предмета с формой на карточке. Учим подбирать и складывать разрезные (на 2 части) и парные картинки.