ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕННОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕРСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.Н. Саламахина, учитель английского языка
МОУ «Новоуколовская средняя
общеобразовательная школа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕННОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕРСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Распространение сети Интернет расширяется с каждым годом. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о внедрении новых информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательных учреждениях, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Требованием времени является наличие доступа в Интернет непосредственно на уроке.
Применение новых ИКТ позволяет обеспечивать учебный процесс:
поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
обратной связью между преподавателем и обучаемыми;
доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
доступом к информационным библиотекам;
доступом к информационным ресурсам отечественных и зарубежных газет и журналов;
обменом информацией внутри системы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия естественной языковой среды для каждого учащегося, использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свое стремление к знаниям, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе овладения иностранным языком.
Учитывая эффективность использования компьютерных технологий все рабочие программы по предмету составляются учителем с применением ИКТ на большей части уроков. Для организации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, обмена электронными образовательными ресурсами с 1 сентября 2014 года учитель используются ресурсы информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» (http://belclass.net) .
Наиболее эффективной информационной технологией является использование на уроках электронных мультимедийных учебников, в которых представлены разнообразные компьютерные обучающие программы, которые имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют:
тренировать различные виды речевой деятельности
сочетать их в разных комбинациях,
помогают осознать языковые явления,
сформировать лингвистические способности,
создать коммуникативные ситуации,
автоматизировать языковые и речевые действия,
обеспечить реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Электронные учебники “Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия” и “Тесты по английскому языку” используются на уроках для самостоятельной подготовки учеников к выпускным экзаменам, они содержат материалы для отработки навыков всех видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, лексики и грамматики) и используются для подготовки экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Применение новых информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации учащихся всех возрастных групп. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических структур.
Компьютерное тестирование на уроках является одной из форм текущего, промежуточного, тематического, итогового контроля учебного процесса. Кроме того, компьютерный контроль значительно сэкономит учебное время, так как учитель одновременно осуществляет проверку знаний всех учащихся.
На уроках школьникам предлагается пройти тестирование в различных формах (на распечатанных листах с заданием, на персональных компьютерах или в сети Интернет,) . Такие программы как “Irregular Verbs”, “English Grammar In Use” помогают провести текущий контроль на разных этапах обучения. Учащиеся выполняют задания самостоятельно и получают оценку, поставленную программой.
Ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды образования и самообразования людей. Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Для реализации требований ФГОС на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-материалов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. Наиболее востребованными являются пять видов учебных Интернет-материалов такие как: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Все они используются автором в учебном процессе при обучении иностранному языку для решения определенных учебных задач.
В преподавательской деятельности учитель использует уже готовые учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам или создать их сам. Большой банк англоязычных учебных Интернет-ресурсов находится в сети Интернет на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сайт Native English.ru дает возможность изучить или повторить грамматический материал, а затем закрепить его, выполнив предложенные тестовые задания on-line. Сайт Разработка учебных Интернет-материалов позволила учителю совершенно по-иному посмотреть на обр
·х, а в качестве аналоговых или альтернативных. Наиболее эффективными учитель считает такие сайты как « Учительский портал» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , «Методисты» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Они дают возможность найти дополнительную информацию для уроков, содержат разноуровневые задания, помогают сделать занятия эффективными, интересными и повышают познавательную активность .
Применение Интернета на уроках английского языка дало учителю возможность использованию обучающих игр, таких как игры on-line. Работая по УМК под редакцией М.З. Биболетовой “Enjoy English 4”, при изучении темы «Который час?» , в частности для отработки речевых структур It’s a quarter past nine? It’s ten minutes to five и т. д , учитель использует материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где интерактивные часы показывают время на цифровых часах, и написанных словами, что нравится детям, вызывает у них интерес и формирует потребность выразить свою речь на английском языке , сказать время , а также способствует усвоению лексического материала.
Одним из эффективных направлений в использование ИКТ на уроках иностранного языка, по мнению учителя, является применение мультимедийных презентаций к урокам (ММП). Банк ММП содержит различные презентации, которые разделены на :
по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Мы полагаем, что эффективным способом обучения является создание презентаций самими учащимися. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам “Моя семья”, “Мой домашний питомец ” или “Реклама модной одежды ” и др., которые должны содержать не более 7-10 слайдов с комментариями.
ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, участие в языковых конкурсах и исследовательской деятельности, проведение внеклассных мероприятий, которые предполагают использование различных информационных ресурсов. Наталья Николаевны и ее воспитанники являются активными участниками региональных и муниципальных конкурсов с использованием ИКТ. В декабре 2013 года в региональном конкурсе профессионального мастерства учителей ИЯ «IT-Teacher» в номинации «Эффективное использование УМК на уроке» завоевала 2 место, в номинации «Лучшая реклама УМК под редакцией М.З.Биболетовой » стала призером -3 место. В 2014 году - победителем муниципального конкурса учителей иностранного языка “My holy Belgorodia”. В 2012 году Лытнев Владислав, ученик 7 класса, стал победителем муниципального и призером регионального конкурса творческого конкурса по английскому языку для учащихся 5-7 классов «Интерактивная карта Белгородской области» (2 место). Есина Елена, ученица 9 класса стала победителем муниципального конкурса «Мое святое Белогорье» , 2014 год.
Сегодняшние задачи образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы. Именно поэтому применения информационных компьютерных технологий на уроках английского языка способствуют развитию познавательной коммуникативной активности учащихся, открывает новые возможности в методике образования, в освоении и усовершенствовании знаний учащихся.

Список использованной литературы:
1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней школы // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 6. – С. 2-12.
2.Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - M.: Просвещение, 1998.
3.Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии. // Педагогика. - 1995. - №6.
и страноведения США). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - банк англоязычных учебных Интернет-ресурсов
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - видеоматериалы
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - аудио-книги



15