Программа по профилактике табакокурения, алкоголя и табакокурении


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с. Александров Гай Александрово – Гайского муниципальног района
Саратовской области
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_____________Крупнова М. В. «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
_________Разуваева Л. Н.
Программа
по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании
Автор: Чурикова Н.К.
с. Александров Гай 2015
Введение
У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.
О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании - вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.
Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.
В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений.

Программа профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении
Проблема профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении вызывает интерес как на государственном уровне, так и на общественном уровне.
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Чем выше приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого его члена. Для повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни и профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении необходимо создать мощную здоровьесберегающую и профилактическую среду.
Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся – физического и нравственного в нашем лицее мною разработана программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что сегодня в мире потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ характеризуется огромными цифрами. Ужасающими они являются особенно среди подрастающего поколения.
Целью программы является формирование здорового образа жизни школьников, профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Сформировать активное негативное отношение школьников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
Углубить и систематизировать знания школьников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
Раскрыть негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
Приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.
Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
Для достижения данных целей и задач, развития у старшеклассников устойчивого негативного отношения к табакокурению, алкоголизму и наркомании, разнообразия форм проведения профилактических занятий в программе предусмотрены игровые методы. Игра - понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Так, игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение и игру - воспитание.
Кроме игровых методов в ходе реализации программы используются следующие формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:
Лекции
Беседы
Дискуссионные клубы
Просмотр видеофильмов
Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов
Использование современных компьютерных технологий и мультимедиа
Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании пробуждают интерес, желание узнать еще больше по каждому конкретному вопросу, помогает учащимся ориентироваться в выборе своего поведения и отказе от вредных привычек.
В процессе реализации программы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся предусмотрено систематическое оценивание знаний и умений школьников. Это тестирование, самостоятельная работа, создание листков – памяток, брошюр, проектов, защита научно-исследовательских работ в виде стендового доклада, устного доклада, сопровождающегося презентацией.
Эффективность данной программы оценивается анкетным опросом в начале и конце года, выраженным интересом учащихся к изучаемому вопросу, количеством и качеством выполненных творческих работ. В процессе социально-педагогической работы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся формируются знания и умения необходимые в дальнейшем при взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, семьей, школой и обществом в целом.

Тематическое планирование
по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании
на 2014-2015 учебный год
№ Наименование мероприятия Сроки Ответственный
1. Совещание при директоре о состоянии профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
сентябрь - апрель директор школы, зам. директора по ВР, социальный педагог
2. Планирование и организация совместной работы по профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
в течение всего учебного года зам. директора по ВР, социальный педагог
3. Анализ заполняемости спортивного зала во внеурочное время. зам. директора по ВР
4. Вовлечение учащихся во внеурочную занятость, в целях профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. сентябрь зам. директора по ВР, социальный педагог
5. Организация в период каникул занятости обучающихся в целях профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
ноябрь,
март, май зам. директора по ВР,
кл. рук.
6. Совместные профилактические акции и рейды. по плану комитета по делам молодёжи инспекторы КДН, ПДН, службы защиты
7. Проведение месячников и дней профилактики с целью оказания помощи детям. по плану социальный педагог, зам. директора по ВР
8. Организация совместной работы со специалистами по профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
в течение года социальный педагог, инспекторы КДН, ПДН
9. Организация и проведение спортивных, культурно – массовых мероприятий в целях привлечения к участию в них подростков. учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования
10. Проведение родительского всеобуча по вопросам профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. по плану родительских собраний зам. директора по ВР, инспектор КДН, ПДН, социальный педагог, психолог
11. Составление индивидуального плана психолого – педагогического сопровождения детей, состоящих на учёте в КДН, ПДН. сентябрь социальный педагог, психолог
12. Индивидуальная работа с обучающимся, совершившими правонарушение. в течение всего учебного года инспектор КДН, ПДН, социальный педагог, психолог, кл. рук.
13. Оформление уголка «Закон и порядок». сентябрь - октябрь социальный педагог
14. Организация психологического консультирования детей, имеющих вредные привычки. в течение всего учебного года зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог
15. Организация и проведение тренинговых занятий с обучающимися. в течение всего учебного года Заключение
Практика проводимых мероприятий показывает, что программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников пробуждает у них негативное отношение к табакокурению, алкоголизму и наркомании, развивает интерес к здоровому образу жизни, повышает духовный уровень и гражданскую позицию против вредных привычек.
Особенностью программы по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников является систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, здоровьесберегающей культуры учащегося, но и устойчивого интереса к своему здоровью, своему окружению, семье, обществу.

Библиография
Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999.
Большая медицинская энциклопедия. – М: «Просвещение», 2003.
Веселковская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров. – М.: Триада- Х, 2000.
Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.- Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000.
Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 1999.
Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие. Смоленск.-2003
Макаревич А. Занимательная наркология: - М.: Махаон, 2006.
Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. Основы сексологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998. – с.109-120.
Подвижные игры как средство борьбы с распространением вредных привычек (наркомания среди школьников).Смоленск- 2003.
Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов на Дону: Феникс, 2000
Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с.108–121.
Физиологические основы оздоровительной тренировки в профилактике ПАВ.-Уч.пособие.Смоленск.-2004.
Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997.