Конспект урока литературы по теме Параллельный мир в литературе. О.Уайльд «Кентервильское привидение»

Тема: Параллельный мир в литературе. О.Уайльд «Кентервильское привидение»
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством О.Уайльда, показать особенности смешного в рассказе, рассмотреть образы героев в рассказе, определить их роль в сюжете;  развивать творческие способности, мышление, внимание, интеллект, развивать навыки выборочного чтения; пополнять словарный запас учащихся;   формировать эстетическую культуру, чувство уважения, воспитание нравственных качеств личности. 
Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация, хрестоматия, карточки с заданиями, смайлики для оценивания, плакаты, маркеры, стикеры.
Ход урока.
1.Организационный_момент. Психологический настрой.
Здравствуйте! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
2. Слово учителя. В течение всего учебного года мы с вами изучали античную мифологию, библейскую мифологию. Многие писатели, поэты и художники 19-20 веков обратили внимание на то, что мифологический вымысел является обязательной составляющей всей истории человечества. Они увидели в мифологии не пустое развлечение, а одно из наиболее емких и красноречивых средств объяснения реальности. По моделям древних мифов в литературе были созданы новые мифы, описывающие вымышленные миры, населенные невероятными существами, а герои получили возможность перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Читатель получает возможность не только совершить путешествие в прошлое или будущее («Машина времени» Г.Уэлса), переместиться в доисторический мир (»Затерянный мир» А.Конан Дойла), наблюдать за настоящим привидением («Кентервильское привидение» О.Уайльда), но и по-новому увидеть окружающий его мир.
Сегодня мы остановимся на одном из названных произведений. Цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с творчеством Оскара Уайльда, с его новеллой «Кентервильское привидение”. Вы знакомы с творчеством Оскара Уайльда? Какие его произведения читали? Что понравилось? Что знаете о писателе? (Ответы детей).
3. Проверка домашнего задания. Викторина по содержанию новеллы «Кентервильское привидение». (Презентация)
4. Слово учителя. Прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский написал однажды: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок”. 
Да, нам предстоит ответить на уроке на вопрос: «Как удалось писателю старую тему о привидениях «вывернуть наизнанку». А главное- «зачем» ?
5. Вхождение в проблему
Представьте, вы поселились в доме, где обитает привидение. Вам будет весело? Почему нет? Мы с вами проведем исследование и выясним, как и зачем автор создал веселый рассказ, в котором много страшного.
6. Словарная работа.
Рассказ пронизан иронией. Ребята, а вы знаете, что такое « ирония»?  Что такое "парадокс»?  Учащиеся отвечают, дают свои определения. Потом читают определения на доске, проверяют себя.
Ирония – один из видов комического.
Ирония на греческом языке значит «притворство». Смешное под маской серьёзного.
Парадокс - мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.
-Просмотр фрагмента мультфильма.
7. Задание в группах. Подготовка постеров.
1 группа: «Репортаж с места событий». (Главная новость дня: у Кентервильского дворца новые хозяева!) Напишите репортаж, заметку с места событий.
Чем новые хозяева отличаются от прежних?  а) Как относились к привидению взрослые?  б) Как относились к привидению дети американского посла?  в) Как это их характеризует? 
2 группа: «Роль на стене». Нарисуйте привидение, опишите его; выпишите из текста наиболее яркие и производящие впечатление детали. Как ведет себя привидение?  а) Как автор описывает его?  б) Зачем привидение вспоминает свои лучшие роли?  в) Что нового открыло для себя привидение?  г) Какие чувства оно у вас вызывает? 
3 группа: «Интервью». Подумайте, напишите, покажите: если вы вдруг встретите героя «Привидение», что сказали бы ему, как повели бы себя. Какие чувства испытывает привидение?  а) Что нового узнаем о привидении по его эмоциональной окраске?  б) Оправдан ли выбор привидения? Почему привидение выбрало именно Вирджинию?
4 группа: «Реклама». Представьте, что вы снимаете фильм или сюжет про Вирджинию. Прорекламируйте свой фильм.
Как характеризует Верджинию её отношение к привидению?  а) Что вам нравится в девочке?  б) Почему она согласилась помочь привидению?  в) Опишите её чувства.  г) Какую награду получила Верджиния от привидения?  д) Как её поступок был оценен родными и лордом Кентервилем?  Взаимное оценивание с помощью смайликов.
8. Физминутка.
9. Сценка. «Разговор Вирджинии с привидением».
Звучит музыка Шуберта «Аве Мария» “Вирджиния сделалась очень печальной, и губки её задрожали, как лепестки розы. Она подошла к нему, опустилась на колени и взглянула в его старое, морщинистое лицо.  - Бедный мой призрак,- прошептала она,- разве тебе негде лечь и уснуть?  - Далеко-далеко, за сосновым бором,- ответил он тихим, мечтательным голосом,- есть маленький сад. Трава там густая и высокая, там белеют звёзды цикуты, и всю ночь там поёт соловей. Он поёт до рассвета, и холодная хрустальная луна глядит с вышины, а исполинское тисовое дерево простирает свои руки над спящими.  Глаза Вирджинии заволоклись слезами, и она спрятала лицо в ладони.  - Это Сад Смерти? - прошептала она.  - Да, Смерти. Смерть, должно быть, прекрасна. Лежишь в мягкой сырой земле, и над тобою колышутся травы, и слушаешь тишину. Как хорошо не знать ни вчера, ни завтра, забыть время, простить жизнь, изведать покой. В твоих силах помочь мне. Тебе легко отворить врата Смерти, ибо с тобой Любовь, а Любовь сильнее Смерти.  Вирджиния вздрогнула, точно её пронизал холод; воцарилось короткое молчание. Ей казалось, будто она видит страшный сон.  И опять заговорил дух, и голос его был, как вздохи ветра.  - Ты читала древнее пророчество, начертанное на окне библиотеки?  - О, сколько раз! – воскликнула девочка, вскинув головку. – Я его наизусть знаю. Оно написано такими странными черными буквами, что их сразу и не разберёшь. Там всего шесть строчек:  Когда заплачет, не шутя,  Здесь златокудрое дитя,  Молитва утолит печаль  И зацветёт в саду миндаль –  Тогда взликует этот дом  И дух уснет, живущий в нем.  Только я не понимаю, что всё это значит.  - Это значит, - печально промолвил дух, - что ты должна оплакать мои прегрешения, ибо у меня самого нет слёз, и помолиться за мою душу, ибо у меня нет веры.” 
10.Беседа:  - Что значил для привидения разговор с Вирджинией?  (Он надеялся обрести покой).  - А что для Вирджинии значил разговор с привидением?  (“Я ему стольким обязана! Он открыл мне, что такое Жизнь и что такое Смерть и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти”). 
- Выдержала ли испытание Вирджиния?  (Да, она проявила мужество, решительность, чувство сострадания, великодушие, т.е. истинную внутреннюю доброту).  11. Итог урока
Сегодня мы говорили о рассказе « Кентервильское привидение», это произведение глубокое, истинное, помогает понять мир, себя. Я предлагаю вам в завершении урока поделиться своими мыслями  - Какой урок вы вынесли из чтения этого рассказа?  - Как надо относиться к окружающим, чтобы тебя все понимали и уважали?  -Что могу Я сделать и дать окружающим?
- Так какова главная мысль произведения?
(«Любовь сильнее Жизни и Смерти»)
- Примерные ответы:  - Сегодня на уроке я понял, что истинная красота человека в гармонии его внешности, души и поступков.  - Сегодня на уроке я размышлял, задавал вопросы и искал на них ответы, радовался, удивлялся.  - Я понял, что большое счастье – делать добро, понимать других.  - О.Уайльд высоко ценил не только юмор, но и подлинную доброту, чуткость, смелость, самоотверженность, потому что любовь сильнее жизни и смерти. Подумайте над смыслом. Чтобы оценить высказывания по- настоящему понадобится много времени, может быть, целая жизнь. Это зависит от того, как вы её проживёте.
Домашнее задание: написать эссе «Мои размышления о параллельном мире в кино»
Рефлексия. Ребята, что произошло с миндальным деревом в финале новеллы «Кентервильское привидение»? Дерево расцвело. У нас тоже есть миндальное дерево. Пусть оно тоже расцветет. Учащиеся пишут на стикерах свои впечатления об уроке и приклеивают на дерево.