Интегрированный урок по русскому языку на тему «Имя существительное»


Открытый урок по русскому языку.
Тема урока : Имя существительное.
Цель урока: Закрепить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное»
Задачи урока:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах;
- развивать мышление;
- закрепить представление детей о назначении светофора;
- повторить правила поведения на улице, в транспорте, при переходе дороги;
- воспитать желание стать грамотным пешеходом, интерес к изучению дорожной азбуки .Тип урока : интегрированный
Методы : беседы, анализы, синтезы, поисковый.
Оборудование: кроссворд, карточки с текстами, рисунок светофора, плакат с текстом стихотворения, карточки с гласными.
Ход урока:
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите тему, котрую мы изучали на прошлом уроке.
Дети: Имя существительное.
Учитель: Сегодня мы проведем урок, посвященный знанию Азбуки города и продолжим работать по теме « Имя существительное».
Отгадайте, кто поможет нам провести урок:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе могу помочь?
Дети : Это светофор!
III. Чистописание.
На доске: СВЕТОФОР
Учитель: К какой части речи относится это слово?
Дети: К имени существительному.
Учитель: Почему?
IV . Повторение раннее изученного материала.
Я предлагаю вам составить кластер ( собрать свои знания в пучок)
344424015938500228219011176000Имя существительное
232981513144500337756513144500 Кто? Что?
Одушевленные Неодушевленные
322516515176500 Обозначает предмет
Собственные или нарицательные
V. Знакомство с историей слова
Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?
А вы знаете, почему он так называется?
Это слово составлено из двух частей «свет» и «фор». Первое слово вам хорошо известно. А «фор» произошло из греческого слова «форос», что означает «несущий». Вместе «светофор» означает «носитель света». Он и несет свет трех разных цветов. Какие? Эти цвета выбраны неслучайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.
Учитель: Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зеленый. В Астане первый светофор появился в 1961 году.
Важно ли уметь понимать сигналы светофора?
Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значения каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них?
Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.
VI. Словарная работа.
Светофорчик приготовил вам кроссворд. Он хочет проверить ваши знания по ПДД.
Как называется часть загородной дороги? ( обочина)
Как называется место, где ожидают транспорт? ( остановка)
Не похож я на коня
Но седло есть у меня
Спицы есть – они признаться,
Для вязанья не годятся. ( велосипед)
Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару? ( пешеход)
Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень.( шоссе)
Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекресток)
Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (тротуар)
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый
Но ни когда не смотрит
Тремя глазами сразу. ( светофор)
9.Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (дорога)
Какое слово получилось в выделенных клетках? Кто такой автоинспектор?
Инспектор – должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.
К какой части речи относятся слова?
На какие две группы можно разделить эти слова?
Какое слово лишнее?
VII .Физминутка.Красный – стоят тихо, желтый – хлопают в ладоши, зеленый – топают ногами.
VIII. Закрепление изученного. Работа по рядам. После выполнения задания приклеить дорожные знаки.
Вставить пропущенные буквы;
Указать одушевленные или неодушевленные;
С каждым словом составить предложение;
ПАССАЖ_РВ_дительК_лесоД_рогаСт_янкаШ_фер1 ряд – прикрепить запрещающие дорожные знаки;
2 ряд – предупреждающие;
3 ряд – информационно – указательныеСветофорчик предлагает вам следующее задание: найдите ошибки, прочитайте с интонацией:
Плакат: Эй, машыны, полный хот! ( жи, ши; парные согласные в конце слова)
Я- примерный пишеход: (безударная гласная – пеший)
Торапиться не люблю, ( безударная гласная – торопится)
Вам дарогу уступлю (безударная гласная, словарное слово)
Что вы поняли из этого стихотворения?
IX. Самостоятельная работа.
Сегодня нам пришло любопытное письмо от инспектора. В нем говориться о правилах поведения на дороге. Но некоторые существительные пропущены. Вставьте их.
Какие советы инспектора вы возьмете себе на вооружение?
X. Итог урока.Чтение стихотворения и ПДД
XI. Домашнее задание:
Написать рассказ: «Я пешеход»