Интегрированный урок русского языка и информационных технологий по теме «Имя существительное. Обобщение. Несклоняемые слова. Работа в текстовом редакторе программы ЛогоМиры3. Копирование текстового окна»

Интегрированный урок
русского языка, окружающего мира и информационных технологий
в 3 классе

Тема: «Имя существительное. Обобщение. Несклоняемые слова. Работа в текстовом редакторе программы ЛогоМиры 3. Копирование текстового окна»

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как род, склонение, падеж, синтаксическая роль в предложении; знакомство с несклоняемыми именами существительными; развитие речи учащихся; расширение познавательного интереса детей в области лингвистики;
отработка навыков работы на компьютере в разных программах, познакомить с командой «Копировать текстовое окно», научить применять ее в работе; закрепить умение работать с готовыми формами. развитие навыков быстрого набора текста;
Оборудование и учебные материалы: ПК, программа «Клавиатор», «ЛогоМиры 3», мультимедийный проектор, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь.


Ход урока.
Орг. момент .
Учитель нач .кл. - Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок. Поприветствуйте наших гостей.
Введение в тему урока и постановка целей.
- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии, на её острове. ( Слайд 1)
- Подаст, к примеру, команду Морфология: «Части речи, становись!» И вмиг все слова построятся в чёткие колонны. ( Слайд 2)
А первым будет стоять старичок.
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы.

- Какой же старичок правит первой страной на острове Морфологии?
( Имя существительное)
Верно. ( На слайде появляется первое слово – существительное)
- А какие ещё части речи живут на острове Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. ( глагол, прилагательное, местоимение, числительное) ( Слайд 2 – появляются названные части речи)
- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие. ( Слайд 2 – появляются все слова )
- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому эта страна такая большая.
Мы сегодня отправимся в путешествие по этой стране. А помогут нам в этом компьютер, учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.


Определение имени существительного.
Итак, чтобы попасть в страну имени существительного, нам надо назвать пароль: ВОПРОСЫ, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает? ( Слайд 3)
--- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И обозначает предмет? )
---- Проверим ( Слайд 4)

«Я – Имя существительное,
Очень удивительное.
На вопросы КТО ? И ЧТО ?
Отвечать всегда должно!»




Работа со словарными словами.
--- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие. ( Слайд 5)
И вот мы уже в стране Имя Существительное. Посмотрите, нас пришли встречать слова. Прочитайте их.
животные, острова, медведица, охрана, территория, человек, Россия, путешествовать
---- Что это за слова? ( словарные)
--- Все ли из них из данной страны? Нет ли лишних? (путешествовать)
--- Почему оно лишнее? ( Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)
--- Можем ли мы превратить его в имя существительное? ( путешествие)
( Слайд 5 – вместо слова путешествовать появляется – путешествие)
--- Запишите теперь эти слова столбиком, вставляя пропущенные буквы.
--- Проверьте правильность написания слов. ( Слайд 6)
--- Какие правила встретились в данных словах? ( ЖИ, непроверяемая гласная в корне, суффикс ИЦ у сущ. Ж.Р., удвоенная согласная)
--- А теперь нам весёлый старичок предлагает поработать на компьютере.
Чистописание.
Учитель инф. техн. – Как называется программа, в которой представлено первое задание? «Клавиатор» .
- Для чего предназначена эта программа? (Она научит быстро печатать)
- Вспомните, какое положение занимают руки на клавиатуре?
- Какое место занимает левая рука. Установите ее на клавиатуру.
-Какое место занимает правая рука? Установите ее на клавиатуру.
- Первое слово ПУТЕШЕСТВИЕ,
- Определите, какие пальца будут печатать первое сочетание букв ТЕШ. Напечатайте два раза.
- Определите, какие пальца будут печатать первое сочетание букв ЕСТ. Напечатайте два раза
- Самостоятельно напечатайте слово ПУТЕШЕСТВИЕ
- Перейдите на вторую строку.
Аналогичная работа со словами ТЕРРИТОРИЯ, РОССИЯ.
(Учащиеся выполняют команды компьютера под контролем и руководством учителя ( 2 минуты). Учитель оценивает работы учащихся).
- Поднимите руки, кто при выполнении задания в программе «Клавиатор» не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Постоянные признаки имени существительного.
Одушевлённость и неодушевлённость.
- Мы продолжаем наше путешествие. Маршрут наш очень странный, дорога раздваивается. ( Слайд 7)
- Не значит ли это, что имя существительное бывает разным? А на какие 2 группы вы бы его разделили? Если вы в чём-то сомневаетесь, то давайте посмотрим на слова, которые путешествуют с нами. Как они различаются?
( Сущ. бывают одушевлённые и неодушевлённые). ( Слайд 7 – раскрываются таблички. )
- Как определить, какое это существительное? ( Задать вопрос)
- Запишите у себя рядом со словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое.
Проверим. Назовите одушевлённые сущ. Что они называют? ( животных и людей)
Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? ( предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)
Собственные и нарицательные.
- Идём дальше и видим, что дорожка наша опять раздваивается.
( Слайд 8)
- На какие другие 2 группы можно разделить существительные?
( сущ. бывают собственными и нарицательными) ( Слайд 8 – появляются слова)
- Какие сущ. называются собственными? ( Которые называют единичные, неповторимые предметы)
- Назовите среди наших слов имена собственные? ( Россия) что ещё могут называть имена собственные? ( страны, реки, города, имена, клички) кКак мы назовём все остальные словарные слова? ( нариц.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Род имён сущ.
- Продолжаем наше путешествие. Здесь наша дорога вдруг разделилась на 3 части. ( Слайд 9)
- Почему? Как вы думаете? ( Так как существительные бывают 3 родов: Ж.Р., М.Р., СР. ) ( Слайд 9 со словами)
- Как определить род сущ. ?
- Назовите среди наших слов существительные ж.р.? ( Россия, медведица, охрана, территория)
- Назовите сущ. ср.р.? ( животное, путешествие)
- Назовите сущ. м.р.? ( остров, человек)
Склонение имён сущ. ( Слайд 10)
- Дорога наша дальше становится всё запутанней, почему? ( Имена сущ. бывают 3 склонений). ( Слайд 10 со словами)
- Расскажите, какие сущ. относятся к 1 склонению, ко 2 скл., к 3 скл.
- Теперь выполним задание на компьютере.
Учитель инф. техн.
- Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать? Определить род сущ. и склонение.
Тетрадь
Медведь
Страна
Государство
Заповедник
Степь
Земля
- Как вы думаете, для чего в этом задании сидят черепашки? Верно, их следует одеть в формы.
- Откройте готовые формы. С помощью бегунка найдите нужные для выполнения задания формы склонений и родов.
- Расскажите, как одеть черепашку в нужную форму (выбрать нужную, нажать на неё, затем кликнуть по черепашке)
ВЗАИМОПРОВЕРКА. --- Есть замечания??? Озвучьте вариант ответа.

-- А это ещё что за пустое окошечко? Значит, есть ещё и 4 склонение?
А вот об этом мы узнаем дальше.


Непостоянные признаки существительных.
- Что такое склонение? ( это изменение окончаний существительных по вопросам падежей) Значит существительное изменяется по падежам.
( Слайд 11)
- Сколько вы знаете падежей в русском языке? ( назовите их)
- Что помогает нам их легко вспомнить и записать в правильном порядке? ( поговорка – Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку)
- Вспомните вопросы и вспомогательные слова.
- Выполните задание на компьютере. Просклоняйте слово река.
Учитель инф. техн.
- Как бы вы стали выполнять это задание? (откр. тект. окно, установить нужный размер шрифта, впечатать слово и так 5 раз). Это займет у вас много времени. Сегодня я хочу познакомить вас с новой командой «Копировать текстовое окно», которая позволит вам справиться с этим заданием намного быстрее. По этой команде тестовое окно копируется вместе с тем словом, которое в нем записано и вам останется только поставить нужное окончание.
(показать на экране)
- Наведите курсор на текстовое окно со словом «река». Щелкните правой кнопкой мыши, выберите команду «Копировать текстовое окно».
Затем в Главном меню программы ЛогоМиры выберите команду Редактор-Верни. Текстовое окно вместе со словом появилось на экране.
- Осталось перетащить текстовое окно на место и исправить в слове окончание.
- Самостоятельно скопируйте текстовое окно, поставьте его напротив Р.п., исправьте в слове окончание.
- Кто догадался, какую следующую команду надо дать компьютеру, чтобы заполнить строку напротив Д.п.? (Редактор-Верни) Почему? (скопированное 1 раз изображение, можно вставлять в работу много раз)
- Самостоятельно заполните таблицу
- Проверка. Сверьте свою работу с тем, что на доске. У кого нет ошибок? В чём ошиблись? ( Слайд 12)
Несклоняемые сущ.
Работа в группах
- А теперь, просклоняйте слово – метро. ( Работа в группах)
Что вы увидели? Что интересного заметили?( Дети высказывают своё мнение)
- Есть в русском языке существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончания. Такие сущ. называют несклоняемыми. Почему так происходит? Эти слова ИНОЯЗЫЧНЫЕ, пришедшие к нам из других языков. Они не подчиняются системе падежных окончаний русского языка, они не изменяются.
Значит 4 пустое окошко – это? ( несклон. Сущ) ( Слайд 12 – появляется слово несклоняемые. )
8.3. Работа в учебнике.
- Откройте учебник на стр. 40. Прочитайте правило.
- Что вы узнали из этого правила?
- Назовите несклоняемые сущ., о которых говорится в правиле.
- Выполним упр. 1. ( Работа в парах)
- Что нужно сделать? Выписать несклоняемые сущ. Работайте.
Проверяем. Какаду, радио, пальто, желе, такси, кафе.
Изменение по числам. ( Слайд 13)
- Продолжим наше путешествие. Как ещё может изменяться сущ. ?
( по числам) ( Слайд 13 со словами )
Определите число у наших словарных слов, запишите его рядом.
- Какие существ. стоят во множеств. числе? А какие в ед. числе?
- Какие слова не имеют формы множественного числа? ( охрана, Россия)

Роль в предложении.
10.1 Задание ( Слайд 14)
Имя существительное задаёт нам новое задание и вопросы.
«Составьте предложение из данных словарных слов: медведь, охрана, территория, остров, Врангель, человек, заповедник. Каким членом предложения я могу быть?»
( существит. Может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством)

10.2. Остров Врангеля.
- Прочитайте данные слова. Кто такой Врангель? ( Слайд 15)
Фёдор Петрович Врангель был русским путешественником и мореплавателем. Он жил в 19 веке и долгое время искал медвежий остров в Чукотском море. В 1867 году на севере нашей страны этот остров был открыт и назван его именем.
Почему же этот остров так искали? Его называют главным «родильным домом белых медведей» России. Почти со всей Арктики сюда приходят белые медведи, чтобы дать потомство, вырастить и воспитать своих медвежат. ( Слайд 16)
4 месяца медвежата находятся со своей матерью на этом острове. Данный остров является заповедником и охраняется нашем государством, а белые медведи занесены в Красную книгу России. В марте этого года данному заповеднику исполняется 35 лет.

10.3. Составление предложений и разбор.
- А теперь давайте составим предложения из слов. ( Слайд 17)

Устно составляем предложения.
- А теперь запишем моё предложение:
Белые медведи приходят на остров Врангеля.
(Оно должно появиться в окошке вместо задания.)
Разберём данное предложение по членам.
( На экране появляются подчёркивания поочерёдно:
медведи , приходят , белые, на остров Врангеля

- Итак, каким членом предложения является сущ.?
11. Итог урока. ( Слайд 18)
Старичок спрашивает:
Что вы можете обо мне рассказать?
Что я обозначаю и на какие вопросы отвечаю?
Каким я бываю?
Сколько у меня склонений?
Как я изменяюсь?
Каким членом предложения бываю?
В каких программах работали с именами существительными?
Какая новая команда помогла вам просклонять существительные?
До свидания, Имя Существительное. До новых встреч!
Запишите домашнее задание: учебник стр. 41, упр. 2.
Списать слова группой, найти лишнее и подчеркнуть его. У всех слов выделить окончания, определить род, скл.
дядя, сад, дача, печь, поле, мышь, пальто
М.р.1, м.р. 2, ж.р. 1. Ж.р. 3 ср.р. 2 ж.р. 3 ср.р. нескл.
Составьте предложение из данных слов: медведь, охрана, территория, остров, Врангель, человек, заповедник.




остров фотоРисунок 4остров фотоРисунок 1C:\My Documents\Мои рисунки\о школе\компьютер.gif15