Конспект урока по математике Тема «Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых» 3 класс УМК «Школа России» (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова )

Конспект урока по математике 
Тема «Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых»
3 класс УМК «Школа России» (М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова )

Цель деятельности учителя
Способствовать развитию умений заменять числа суммой разрядных слагаемых, записывать трехзначные числа, выполнять устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока
Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся заменять числа суммой разрядных слагаемых, выполнять устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы обучения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200601111;

Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; карточки с разрядными числами

Основные понятия и термины
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых


Организационная структура урока

Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы органи-
зации
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль

I. Мотивация (само-
определение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Математику начнем
– Решите кроссворд (Приложение)
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
Фронтальная, индивидуальная, коллективная
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Л – понимают, принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места

II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Показывают выполненную домашнюю работу.
Фронтальная, индивидуальная
П – устанавливают математические отношения между объектами; осмысленно читают тексты математического
содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К – могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении




2. Целеполагание.
– Откройте учебник на с. 48, определите тему и цель урока.
Формулируют тему, цель урока.
Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, наблюдения
учителя, выполнен-


3. Устный счет
Заполни окошки

· ·
· ·
· = 60
· ·
· ·
· = 80

· ·
· ·
· = 48
№ 4 (устно).
– Найдите значения выражений:
38 : 2 · 4 75 : 3 · 2
84 : 6 · 3 90 : 6 · 4
91 : 7 · 6 85 : 5 · 4
«Головоломки».
– Как переложить 2 палочки, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов?

Выполняют задания




III. Изучение нового материала
1. Объяснение нового материала
Показывает учащимся на наборном полотне с помощью карточек с разрядными числами (10, 20, , 90, 100, 200, , 900), как можно заменить суммой разрядных слагаемых число:
725 = 700 + 20 + 5.
– В числе 725 – 7 сотен, 2 десятка и 5 единиц.
Поэтому мы можем записать,
что 725 – это 700 + 20 + 5.
520 = 500 + 20
Объяснение учителя аналогично предыдущему.
– Сумма состоит из двух слагаемых, так как единицы I разряда отсутствуют.
Внимательно слушают.
Фронтальная
П – ориентируются
в своей системе знаний; осуществляют логические действия; используют математическую терминологию в построении речевого высказывания.
Р – принимают и сохраняют учебные задачи.
К – владеют навыками конструктивного взаимодействия
Устные ответы, выполненные задания


2. Рассматривание таблицы на странице учебника.
425 = 400 + 20 + 5


640 = 600 + 40
– В числе 425 содержится 4 сотни,
2 десятка и 5 единиц.
– В числе 640 содержится 6 сотен и 4 десятка. Единицы отсутствуют.




IV Физкульт-минутка

Организует проведение физкультминутки
Музыкальная физкультминутка «Машенька и медведь»
Выполняют упражнения согласно упражнениям на слайдах




V. Первичное
закрепление

Работа по учебнику
– Выполните задания № 1–2
Выполняют с комментированием
Фрон-тальная
индивидуаль-ная
П – осуществляют логические действия. Р – принимают и сохраняют учебные задачи
Устные ответы

VI. Практическая деятельность
1. Решение задач.
№ 3.
Решение:
1) 3 · 8 = 24 (кг) – вишни.
2) 24 – 14 = 10 (кг) – осталось.
Ответ: 10 килограммов вишни осталось.
Решают
самостоятельно.
Осуществляют проверку у доски.
Фронтальная, индивидуаль-ная
П – осуществляют логические операции, поиск необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – принимают участие в обсуждении математических фактов; высказывают свою позицию; понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения; четко и аргументировано высказывают свои оценки
Устные ответы, записи в тетради


2. Работа в тетради на печатной основе
– В рабочей тетради выполните задания № 20–22, с. 45
Выполняют задания




VII. Итоги урока. Рефлексия
деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Что сегодня изучили, вспомнили, повторили?
– Где можно применить полученные знания?
– Какое значение они имеют для вас?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
Отвечают на вопросы. Делают обобщающие выводы
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
Устные ответы

VIII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник, с. 48, № 5.
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебные задачи


Приложение
Кроссворд

По горизонтали: 3. Период в 100 лет. 4. Результат сложения. 6. Четырехугольник, у которого все углы прямые. 8. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое? 9. Результат вычитания.
По вертикали: 1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2. Промежуток времени, равный 60 мин. 4. Что получится, если из суммы вычесть слагаемое. 5. Прибор для измерения длины предметов. 7. Промежуток времени, равный 12 месяцам.
Ответы:
По горизонтали: 3. Век. 4. Сумма. 6. Прямоугольник. 8. Уменьшаемое. 9. Разность.
По вертикали: 1. Квадрат. 2. Час. 4. Слагаемое. 5. Линейка. 7. Год.

15