Конспект по ИЗО Небесные переливы цвета


Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе
по ОС «Гармония».
Урок №4
Тема урока: Небесные переливы цвета.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Задачи развития универсальных учебных действий: высказывать
эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета; выполнять
смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги; отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок; оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия.
Развивать умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Оборудование. Учебник Т.А. Копцева Изобразительное искусство в 1 классе, Творческая папка 1 класс Т.А. Копцева, акварельные краски, кисточки, губка, баночка с водой, презентация,
Формы работы: индивидуальная, фронтальная , парная
Методы:
1. Информационно-рецептивный; объяснительно-иллюстративный;
2. Воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
3. Проблемное изложение изучаемого материала
4. Частично-поисковый
3. Применение ИКТ (презентация)
Сценарий урока.
Завязка.
Мотивирование к учебной деятельности.
В начале урока педагог внимательно рассматривает принесённые детьми домашние рисунки , которые они разместили на доске.
- Давайте с вами отметим выразительные работы.
Придумайте к рисункам названия.
Соотнесите придуманные названия с авторскими.
Актуализация знаний. Постановка проблемы и ее решение.
-Удивительное рядом, нужно лишь внимательно рассмотреть окружающий нас мир. Оказывается, природа, как и человек, имеет своё настроение и свой характер. Она, природа, словно волшебница, изменяет всё в соответствии со своими желаниями. Природа — настоящий художник, для каждого времени года у неё свои краски.
Как вы думаете, какими красками рисует художник осень? Зиму? Весну? Лето?
Почему вы так решили? (Слайды 2-5)
Проблема.- Ребята, а как вы думаете, может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
(высказывание детей)
Постановка учебной задачи.
-Так какие же открытия нам сегодня надо сделать?
Открытие нового знания.
-Разобраться в этом вопросе нам помогут художники.
Чтобы дети глубоко вникли в проблему урока, выполняем задание №5 в Творческой папке. (см. приложение №1)
Что за диво, посмотри:
Плывут по небу корабли,
Легкие, пушистые,
Могут измениться,
В зверей превратиться. Что это? (Слайд №6)
(Облака.)
-Кто из вас наблюдал за облаками?
-Чей облик вам виделся в облаках?
Задание №5. Работа в парах
Рассмотри репродукции картин художников, размещенные на листе 5.
Закрась расположенные рядом с картинами кружочки в соответствии с характером неба, изображенного на пейзажах:
-зеленым- светлое, воздушное, легкое;
-красным- тревожное, тяжелое;
-желтым – торжественное;
-синим _ печальное.
- Почему природу называют художницей, всемогущей волшебницей?
Беспрестанно трудится волшебница природа. Она создаёт всё новые и новые картины: полдень не похож на вечер, вечер — на ночь (а ночь имеет свой образ, отличающий её от утра). (Слайд 7)
В течение дня в одно мгновение могут измениться краски природы.
- Вот мы посмотрели на небо. Какое оно?..
(Показать цветной снимок с изображением чистого неба.) Через несколько минут небо не узнать: налетела туча (показать цветную фотографию с изображением грозового, облачного неба) –и перед нашим взором другая картина... Какое оно, небо?.. (Слайды 9-11)
Физкультминутка.В сеть недавно рыбакиОблако поймали. (Показать движение, как будто тянут сети.)Два часа от радостиПо берегу скакали, (Прыжки на месте.)А потом рубили, (Показать, как рубят топором.)А потом пилили, (Показать движение, как пилят.)Облако на кучкиПоровну делили: (соединить согнутые в локте руки на уровне груди. Махи назад.)Эта кучка – на перину, (Показать рукой вправо.)Эта – на подушку, (Показать рукой влево.)А из этой – шапку сшили (Соединить руки над головой.)Согревать макушку. (Сложить ладони на голове.)Кучка – на подстилку в будке, (Присесть.)Кучка – на носочке утке… (Встать на носочки.)И кусочки маленькие –На беленькие валенки. (Выставить на пяточку поочередно правую и левую ноги.)Ученики садятся на свои места.
Первичное закрепление.
Работа с учебником.
- Рассмотрим репродукцию картин с изображением небесных переливов цвета на странице 26 учебника. (приложение №2)
Подберите как можно больше красивых, образных их определений: голубовато-серое,
нахмуренное, сердитое,
серебристо-белое,
чуть-чуть розоватое,
фиолетовато-голубое и т. п.,
возможны необычные названия:
тёмно-белое,
старое, сонливое,
чуть чёрное,
капризное,
как медный таз,
тревожное,
недоброе и т. п.
Какая богатая у природы палитра! Как много у неё красок!.. Художник не был бы художником, если бы не учился у природы. Он внимательно наблюдает за её красками и стремится отразить своё видение при изображении небесных переливов цвета.
– Какое оно, небо? Как можно его нарисовать?
VI. Творческая работа.
-Небесные переливы цвета можно получить, используя технику акварели по мокрому листу бумаги.(приложение №3)
Учитель на доске показывает приёмы работы акварелью в соответствии с рекомендациями, данными на странице 27 учебника. (Слайды 11-13).
Акварельные краски текут по листу, а кисть словно пишет рассказ из цветовых оттенков, отвечая на вопрос «Какого цвета небо?»
Небесные переливы образуются в результате смешения акварельных красок друг с другом. Небо на закате получается в результате смешения тёплых оттенков цвета (красной, жёлтой, оранжевой).
Тревожное, предгрозовое небо получается в результате
смешения красок холодных оттенков цвета (синей, фиолетовой, рубиновой и чёрной).
Выполните задание №6 в творческой папке. (приложение № 4)
Каждый ученик изображает небо по-своему, рисуя кистью на листе бумаги его красочный образ. Ученики наносят на весь лист бумаги краски, радуясь их смешению, получению необычных оттенков цвета. Работа ведётся красками на листе в технике «по-сырому» без предварительных карандашных прорисовок.
Кульминация. Включение нового знания.
Рисуя кистью, дети смело смешивают краски и получают неожиданные для их глаза цветосочетания. Они увлекаются самим процессом, выступая в роли первооткрывателей, весьма эмоционально выражают свой восторг по поводу удачного замеса и обычно стремятся показать свою «красивую картину», поскольку получившиеся цветовые переливы ими созданы впервые.
Учитель поощряет смелые начинания, стимулирует поиск новых оттенков цвета. Желательно, чтобы дети в своих работах фиксировали верх и низ, горизонтальное или вертикальное положение формата, старались выразить через цветовые эффекты то или иное состояние неба — весёлое, капризное, хмурое, игривое, нарядное, задумчивое, плаксивое и т. п.
Творческое задание. (Слайды 11-14)
Когда небесные переливы цвета изображены, дети могут изобразить ландшафт – горы, деревья. На странице 29 (Слайды 15-16) показаны разные контуры. Глядя на них, юные художники изображают деревья, горы, холмы, используя краски тёмных оттенков (коричневую, фиолетовую или чёрную) или акварельные карандаши.
-А теперь, дайте название своим рисункам.
Придуманные названия говорят учителю шёпотом на ушко, чтобы сказанное вслух высказывание не повлияло на мнение о своём рисунке другого ученика.
Анализ рисунков. (приложение № 5)
- Какие краски использовал юный художник для своих смесей?
-Какое настроение выражают эти красочные небесные переливы?-Как называется этот сложный цвет?
- Какого цвета небо?
-Какое название ты дал бы этому рисунку?
VIII. Развязка. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
Может ли природа отражать грусть, радость, тревогу?
С помощью чего это можно показать в рисунке?
Закончить урок мне хочется стихотворением:
И в 10 лет, и в 7, и в 5 –Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисует,Всё, что его интересует.Всё вызывает интерес:Далёкий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски,Всё нарисуем! Были б краски,Да лист бумаги на столе,Да мир в семье и на Земле!
Дома детям предлагается опять побывать в роли внимательных зрителей: по дороге в школу (или из школы), посмотреть на небо, понаблюдать, как себя ведёт солнышко, передвигаясь по небосклону от восхода до заката.
- Благодарю за урок.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.
Приложение № 3
Техника рисования «по-сырому» (по- мокрому).
Приемы работы акварельными красками.
Смочи бумагу водой, используя кисть или губку.


Смочи кисть в воде и набери на ее кончик краску.
Нанеси на бумагу один мазок. Затем возьми другую краску и нанеси ее рядом с первым мазком.


Чтобы одна краска втекала в другую, наклоняй лист бумаги в разные стороны.


Используемая литература:
Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательного учреждения.-Москва: Яхонт.-2011.
Копцева Т.А., Копцев В.П Творческая папка для учащихся к учебнику 1 класса. .-Москва: Яхонт.-2012.
Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса класса общеобразовательного учреждения.-Москва: Яхонт.-2011.

Интернет ресурсы:
1. http://podarki.ru/kupit/Reprod… 
2. http://nsist.at.ua/news/tretja…
3. http://www.bibliotekar.ru/rusL…
4. http://videoreklamma.ucoz.ru/p… 
5. http://www.friendship.com.ru/l…
6. http://www.artscroll.ru/page.p
Репродукции картин:
1.Крымов Н.П. Зимний вечер
2. Левитан Март. Сумерки.
3. Гиппенрейтер В.Б. Времена года
4. Куинджи Море. Ночное. Закат с деревьями.
5. Шишкин Полдень.
Приложение №2