Сценарий литературно-музыкальной композиции «Поговорим любви» (8-11 классы)

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 63
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Поговорим любви»
(Подготовила учитель русского языка и литературы школы № 63 г Донецка Пашенцева В.М.)
ГОЛОС ЗА КУЛИСАМИ
Пусть велика земля, но даже и она  Имеет свой предел, Но в мире этом есть одно, Чему конца не будет никогда, И это бесконечное – любовь!

ІІІ Чтец Э.Асадов «СЛОВО О ЛЮБВИ» (читает Коптева Т. на фоне «МЕЛОДИЯ ДОЖДЯ»)
Любить это прежде всего отдавать. Любить значит чувства свои, как реку, С весенней щедростью расплескать На радость близкому человеку. Любить это только глаза открыть И сразу подумать еще с зарею: Ну чем бы порадовать, одарить Того, кого любишь ты всей душою?! Любить значит страстно вести бои За верность и словом, и каждым взглядом, Чтоб были сердца до конца свои И в горе и в радости вечно рядом. А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет! И нежности ждет и тепла, но только Подсчетов бухгалтерских не ведет: Отдано столько-то, взято столько. Любовь не копилка в зашкафной мгле. Песне не свойственно замыкаться. Любить это с радостью откликаться На все хорошее на земле! Любить это видеть любой предмет, Чувствуя рядом родную душу: Вот книга читал он ее или нет? Груша... А как ему эта груша? Пустяк? Отчего? Почему пустяк?! Порой ведь и каплею жизнь спасают. Любовь это счастья вишневый стяг, А в счастье пустячного не бывает! Любовь не сплошной фейерверк страстей. Любовь это верные в жизни руки, Она не страшится ни черных дней, Ни обольщений и ни разлуки. Любить значит истину защищать, Даже восстав против всей вселенной. Любить это в горе уметь прощать Все, кроме подлости и измены. Любить значит сколько угодно раз С гордостью выдержать все лишенья, Но никогда, даже в смертный час, Не соглашаться на униженья! Любовь не веселый бездумный бант И не упреки, что бьют под ребра. Любить это значит иметь талант, Может быть, самый большой и добрый. И к черту жалкие рассужденья, Все чувства уйдут, как в песок вода. Временны только лишь увлеченья. Любовь же, как солнце, живет всегда! И мне наплевать на циничный смех Того, кому звездных высот не мерить. Ведь эти стихи мои лишь для тех, Кто сердцем способен любить и верить!
УЧИТЕЛЬ:
Дорогие ребята, сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнца и светила. О любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы могли бы обратиться к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Баратынского и Толстого. Но сегодня мы приглашаем вас к разговору о любви в литературе ХХ века. Любовь неизменно торжествует над всеми тяжкими испытаниями века. Вслушайтесь в мир удивительных звуков, слов, чувств русской поэзии ХХ века.
(Звучит красивая мелодия)
ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ
Ведущий: О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий: О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
ВЕДУЩАЯ: ( Р РОЖДЕСТВЕНСКИЙ «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ»)
Все начинается с любви.. Твердят: “Вначале было слово”. А я провозглашаю снова: “Все начинается с любви!”
Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка - Все начинается с любви!
Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть –  Родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви: Мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг –  Все начинается с любви.
Весна шепнет тебе: “Живи!” И ты от шепота качнешься. И выпрямится. И начнется. Все начинается с Любви!
Ведущий: Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования.
(ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ Е.ДОГИ из кинофильма «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ»
ВАЛЬС РАМАЗАНОВ Р. - ЖУЛИКОВА Т.)

Ведущий: «Только влюбленный имеет право на звание человека»,- с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки.
 
Чтец. А.Блок «Предчувствую Тебя» (ЧИТАЕТ ГУЩИНА Т,)
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
О, как паду и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Ведущий: Ты знаешь, Александр Иванович Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.
 Ведущий: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано: «Сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!»
 
Звучит мелодия «ШЕРБУРГСКИЕ ЗОНТИКИ» 
Чтец ГРУЦЫНОВ Е,. (на фоне музыки читает письмо из «Гранатового браслета»)
"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне,как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь,и ничто Вам обо мне не напомнит Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "_Да святится имя Твое_".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни
человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка.
Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить
письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это
письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его
забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о,как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной
выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень
музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот,
если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть вторую сонату Бетховена вторую часть второго опуса.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением,
единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не
тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Желтков»
Ведущий: Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Дай Бог каждому встретить такую любовь, и пусть эта любовь будет взаимной!
Ведущий: Куприн к теме любви прикасается целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.  Любовь у Куприна созидающая сила, сила, не сметающая на своем пути все понятия о нравственности, а сила, одухотворяющая человека, преобразующая его душу.

(На фоне видео «ПРИТЧА О ЛЮБВИ» Т. ЖУЛИКОВА исполняет танец с шарфом)

Ведущий: Эта девушка похожа на Айседору Дункан.
Ведущий: Какой мучительный роман был с нею у Сергея Есенина! 
Ведущий: У Есенина было много романов, он не отличался постоянством.
 Ведущий: Зато, какие удивительные образцы любовной поэзии дали миру эти романы.
 Ведущий: Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.
 
 Чтец  С.Есенин «Любовь хулигана» ( читает КОПТЕВА Т)
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Ведущий: Но в стихах С.Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом.
Ведущий: А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?
Ведущий : Ты права! Век ХХ, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.
Ведущий: Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.
 
Чтец  А.Ахматова «Ты письмо моё, милый, не комкай» (читает КУЛИНИЧ А.)
Ты письмо мое, милый, не комкай До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно. Я любимая, я твоя. Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я –
В этом сером будничном платье, На стоптанных каблуках Но, как прежде, жгуче объятье, Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый не комкай, Не плачь о заветной лжи, Ты его в своей бедной котомке На самое дно положи.

Чтец А.Ахматова «Как велит простая учтивость» (читает КАПИНОС В.)
Как велит простая учтивость,  Подошел ко мне, улыбнулся,  Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся - И загадочных древних ликов На меня поглядели очи Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слов И сказала его - напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
(Звучит романс на слова М.Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа» исполняет БЕБЕШКО В.) ВИДЕОЗАСТАВКА

Ведущий: Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы – Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в ХХ веке.
(Звучит мелодии из кинофильма «Долгая дорога в дюнах» )
Ведущий: (на фоне музыки) Любить для Цветаевой – всегда мочь! Поэтому, когда влюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца – любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.
 Ведущий: Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.
 
Ведущий: Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.
 Чтец  М.Цветаева «Вчера еще в глаза глядел.» (читает ПОЛИЩУК В.)
Вчера еще в глаза глядел, А нынче - всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" И слезы ей - вода, и кровь - Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: "Мой милый, что тебе я сделала?" Вчера еще - в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал,- Жизнь выпала - копейкой ржавою! Детоубийцей на суду Стою - немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: "Мой милый, что тебе я сделала?" Спрошу я стул, спрошу кровать: "За что, за что терплю и бедствую?" "Отцеловал - колесовать: Другую целовать",- ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил - в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе - я сделала? Всё ведаю - не прекословь! Вновь зрячая - уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Самo - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое... - За всё, за всё меня прости, Мой милый,- что тебе я сделала!
 
(Звучит романс на слова М.Цветаевой «Мне нравится» исполняет БЕБЕШКО В.) ВИДЕОЗАСТАВКА

Ведущий: Да, красиво! Так могли писать о любви лишь поэты «серебряного века»
 Ведущий: И опять ты не прав. В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета «Правда» напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.
Чтец (К.Симонов «Жди меня» читает ЗАРИЦКАЯ В. на фоне мелодии П.Мориа «ИСТОРИЯ ЛЮБВИ»)
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,   Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Ведущий: Да, в военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали – это «Баллада о прокуренном вагоне».
Ведущий: Жена поэта Александра Кочеткова вспоминала: Лето 1932 г. мы проводили в Ставрополе. Осенью Александр Сергеевич должен был уехать раньше, а я оставалась. Был уже взят билет, но расставаться было трудно, мы сдали билет, и Александр Сергеевич уехал на 3 дня позже. В Москве его приезд посчитали чудом, его считали погибшим в страшной катастрофе. Он выжил потому, что сдал билет на поезд. Сразу же им была написана “Баллада о прокуренном вагоне”.
Чтецы (А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне» читают ГАСАН Д., РУБАЙЛО Ю., КОПТЕВА Т. на фоне мелодии Дж. Дассена «ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ТЕБЯ»))
- Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,- Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана - Прольется пламенной смолой. - Пока жива, с тобой я буду - Душа и кровь нераздвоимы,- Пока жива, с тобой я буду - Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду - Ты понесешь с собой, любимый,- Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. - Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты? - За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча, Вернемся оба - я и ты. - Но если я безвестно кану - Короткий свет луча дневного,- Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? - Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Трясясь в прокуренном вагоне, Он стал бездомным и смиренным, Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал, Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном, Когда состав на скользком склоне От рельс колеса оторвал. Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них,- И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!
Ведущий: Любовь –это прекрасное возвышенное чувство.
 
Ведущий: Любовь – это прекрасное животворящее начало всего.
(Звучит отрывок из рок - оперы «Юнона и Авось» «Ты меня на рассвете разбудишь»
Исполняется танец КУЛИНИЧ А. – ЖУЛИКОВА Т.) ВИДЕОЗАСТАВКА
 А.Вознесенский «Сага»
Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: "Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу". Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета. Я тебя никогда не увижу. Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу. И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою. И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: "Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу".

 Ведущий: Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.
 Чтец  (Э. Асадов «Я могу тебя очень ждать» читает БЕБЕШКО В.)
Я могу тебя очень ждать,  Долго-долго и верно-верно,  И ночами могу не спать  Год, и два, и всю жизнь, наверно!  Пусть листочки календаря  Облетят, как листва у сада,  Только знать бы, что все не зря,  Что тебе это вправду надо!  Я могу за тобой идти  По чащобам и перелазам,  По пескам, без дорог почти,  По горам, по любому пути,  Где и черт не бывал ни разу!  Все пройду, никого не коря,  Одолею любые тревоги,  Только знать бы, что все не зря,  Что потом не предашь в дороге.  Я могу для тебя отдать  Все, что есть у меня и будет.  Я могу за тебя принять  Горечь злейших на свете судеб.  Буду счастьем считать, даря  Целый мир тебе ежечасно.  Только знать бы, что все не зря,  Что люблю тебя не напрасно!
Ведущий: И действительно, Любовь – это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чем нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить.
 
Ведущий: Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к матери, любви ребенку, любви к каждой живой клеточке на земле.
 Чтец ( А. Дементьев «Баллада о любви» читает РУБАЙЛО Ю.)
Я жить без тебя не могу,
Я с первого дня это понял...
Как будто на полном скаку
Коня вдруг над пропастью поднял.
И я без тебя не могу.
Я столько ждала! И устала.
Как будто на белом снегу
Гроза мою душу застала.
Сошлись, разминулись пути,
Но он ей звонил отовсюду.
И тихо просил: «Не грусти...»
И тихое слышалось: «Буду...»
Однажды на полном скаку
С коня он свалился на съемках...
Я жить без тебя не могу,
Она ему шепчет в потемках.
Он бредил... Но сила любви
Вновь к жизни его возвращала.
И смерть уступила: «Живи!»
И все начиналось сначала.
Я жить без тебя не могу...
Он ей улыбался устало,
А помнишь на белом снегу
Гроза тебя как-то застала?
Прилипли снежинки к виску.
И капли росы на ресницах...
Я жить без тебя не смогу,
И значит, ничто не случится.
Ведущий: На самом деле любовь пропитывает собой все другие чувства и ощущения человека. Данте Алигьери говорил: «Все – о любви, о ней одной».
Ведущий: Сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками!
 Чтец ( В.Тушнова «Мне говорят, нету такой любви» читает КОПТЕВА Т.)
Мне говорят: нету такой любви. Мне говорят: как все, так и ты живи! Больно многого хочешь, нету людей таких. Зря ты только морочишь и себя и других! Говорят: зря грустишь, зря не ешь и не спишь, не глупи! Всё равно ведь уступишь, так уж лучше сейчас уступи! ...А она есть. Есть. Есть. А она - здесь, здесь, здесь, в сердце моём тёплым живёт птенцом, в жилах моих жгучим течёт свинцом. Это она - светом в моих глазах, это она - солью в моих слезах, зренье, слух мой, грозная сила моя, солнце моё, горы мои, моря! От забвенья - защита, от лжи и неверья - броня... Если её не будет, не будет меня! ...А мне говорят: нету такой любви. Мне говорят: как все, так и ты живи! А я никому души не дам потушить. А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!
Ведущий: Мы все привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга. Но так ли это? Может быть, любовь – это особое состояние всех чувств человека? Может, это перестройка души, переворот во всех мыслях, ощущениях, во всей жизни?
 Ведущий: Совершая подвиги и просто поступки, человек отдает всего себя чему-то во имя любви, добра, во имя самой жизни. Отдавая себя, человек что-то теряет. Ему приходится чем-то жертвовать. Любовь тесно связана с потерей.
 
Чтец  (Е.Ренар «Благодарю тебя за равнодушье» читает ДОБРЫДНЕВА А.)
Благодарю тебя за равнодушье, Оно спасло меня от боли И днем и ночью меня давит удушье И слова твои убивают до крови. Благодарю тебя за  ушедшее, за настоящие, но уже без тебя. За светлый миг, и за боль чтоне вынесла,  если б мечтою вообще не жила. Благодарю за твое поражение- Только сильные выживают любя. Раны на сердце заживают не вечностью, как не прискорбно, но уже не твоя. Благодарю за любовь, что надеждою время от времени как-то жила, я отпускаю в мир безмятежности, где в отношениях постоянно война. Благодарю за то время, что было. Благодарю, что его не вернуть. Ведь это равно тому что на сердце кто-то нечаянно высыпал ртуть. Благодарю и уже забываю. Счастье не вечно, любовь умирает. В будущем будут снова мечты. В этих мечтах будешь мертв только ты. Благодарю за твое терпение. Ведь говорить «Я люблю»не любя, это достойно скорей уважения, нежели просто унизить тебя. Благодарю за твое понимание, ты меня часто всегда понимал, я тебе верила, я тебя знала, но за ошибки получила сполна. Благодарю за твое предательство, Смело и сильно ты меня предавал. я закрывала глаза и отчаянно слушала как кричала  душа.

Ведущий: Жизнь ничего просто так не дает, любовь – тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы обрести друга, надо познать одиночество. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать больболь разлуки, безответности, потери
Чтец (В.Тушнова «Знаешь ли ты, что такое горе?» читает КОПТЕВА Т.)
Знаешь ли ты, что такое горе,  когда тугою петлей на горле?  Когда на сердце глыбою в тонну,  когда нельзя ни слезы, ни стона?  Чтоб никто не увидел, избави боже,  покрасневших глаз, потускневшей кожи,  чтоб никто не заметил, как я устала,  какая больная, старая стала...  Знаешь ли Ты, что такое горе?  Его переплыть - всё равно что море,  его перейти - всё равно что пустыню,  а о нём говорят словами пустыми,  говорят: “Вы знаете, он её бросил...”  А я без Тебя как лодка без вёсел,  как птица без крыльев,  как растенье без корня...  Знаешь ли Ты, что такое горе?  Я Тебе не всё ещё рассказала, -  знаешь, как я хожу по вокзалам?  Как расписания изучаю?  Как поезда по ночам встречаю?  Как на каждом почтамте молю я чуда:  хоть строки, хоть слова  оттуда....  оттуда....
Чтец  (В.Воронов «Убивали любовь» читает РУБАЙЛО Т.)
Убивали любовь, убивали в четыре руки, Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе. Им шептала любовь: "Ах, какие же вы дураки!" Но они ей в ответ за ударом наносили.
Убивали любовь, и однажды любовь умерла, Ей бы их обмануть, притвориться убитой – и только, Но любовь, как любовь, притворяться и лгать не могла, Да и им поначалу не жаль её было нисколько.
Убивали любовь. На поминках его желваки Заходили на скулах, а взгляд её слёзы затмили, И тайком друг от друга всё те же четыре руки Поливают отныне цветы у неё на могиле.
(ЗВУЧИТ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ ИСПОЛНЯЕТ БОЛТОВСКИЙ М.)
Чтец ( С.Капутикян «И все равно, любовь – это не всегда розы» читает КУЗОВКИНА А.)
И все равно, любовь - это не всегда розы!  Знаете, как больно, когда тебя предают! Чтобы поднять тебя на пьедестал,  Чтоб ширится ты на пьедестале,  Чтоб крыльями орлиными блистал,  Орлиным взором созерцая дали,  За это я всю душу отдала.  Я верила в тебя, как верят дети.  За все твои; недобрые дела  Передо мною не был ты в ответе.  Закрыв глаза, смотрела на тебя, Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.  Обманывалась, вымысел любя...  Куда же ослепленье это делось! Ты рухнул с пьедестала И тотчас прозрела я,  Но как сознаться тяжко: Всем сердцем я платила за алмаз, А оказался он простой стекляшкой.
 
 (Звучит романс на слова Б.Ахмадуллиной «А напоследок я скажу» исполняет ШЕСТАКОВА В.В.)
Чтец  (А. Самойлов «Насильно не будешь мил» читает РУБАЙЛО Т.)
Святая правда, что насильно мил не будешь... Но не любить тебя я не могу. И пусть меня ты скоро позабудешь, А я все чувства в сердце сберегу. И мои чувства жизнь твою украсят, И в трудный час разгонят холода, Невзгоды и года их не угасят, И не уйдут из сердца никогда. Как жаль, мы часто тех бездумно любим, Кому любви неведома слеза, Кому мы не нужны, с кем вместе мы не будем, Кто равнодушно смотрит нам в глаза. Но сердцу не прикажешь, это верно, И наших чувств несовпадение идёт, Моё пылает сердце как Инферно, Но равнодушья не растопит лёд. Ах, если б наши чувства совпадали, Законы притяженья подтвердив, Кого мы любим - нам принадлежали, Барьеры равнодушья победив. Ведущий: В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека. Первая ЛЮБОВЬ!
Ведущий: Но талант любящего сердца надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.
(Звучит романс «НЕ ОТРЕКАЮТСЯ, ЛЮБЯ» исполняет БЕБЕШКО В.)
Чтец (Л.Татьяничева «Чем станет любовь твоя» читает Жуликова Т.)
Чем станет любовь твоя? Песней? Хлебом? Кипящей сталью?  Соколом в поднебесье? Морем за дальней далью  Или сорвавшись с выси,, Камнем в глубь сердца канет...  От нас самих зависит,  Чем любовь наша станет!
Чтец  (О.Высоцкая «Любовь – она бывает разной» читает Полищук В.)
Любовь - она бывает разной.  Бывает отблеском на льду.  Бывает болью неотвязной.  Бывает яблоней в цвету.  Бывает вихрем и полетом.  Бывает цепью и тюрьмой...  Мы ей покоем, и работой, И жизнью жертвуем самой!  Но есть еще любовь такая,  Что незаметно подойдет  И, поднимая, помогая,  Тебя сквозь годы поведет  И будет до последних дней Душой И совестью твоей.

(РОМАНС на слова Б.Пастернака «МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ» ИСПОЛНЯЕТ БЕБЕШКО В.)

Чтец  (В.Тушнова «Улыбаюсь, а сердце плачет» читает ГУЩИНА А.)
Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера.  Я люблю тебя.  Это значит - я желаю тебе добра.  Значит, как мне тебя покинуть,  Как мне память из сердца вынуть, Как не греть твоих рук озябших, Непосильную ношу взявшись?  Кто же скажет, моя отрада, что нам надо, А что не надо,  Посоветует, как же быть? Нам никто об этом не скажет,  И никто пути не укажет,  И никто узла не развяжет...  Кто сказал, что легко любить?

Чтец (Э.Асадов «ЧУДАЧКА» читает КОПТЕВА Т.)
Одни называют ее чудачкой И пальцем на лоб - за спиной, тайком. Другие - принцессою и гордячкой, А третьи просто синим чулком. Птицы и те попарно летают, Душа стремится к душе живой. Ребята подруг из кино провожают, А эта одна убегает домой. Зимы и весны цепочкой пестрой Мчатся, бегут за звеном звено... Подруги, порой невзрачные просто, Смотришь - замуж вышли давно. Вокруг твердят ей: - Пора решаться. Мужчины не будут ведь ждать, учти! Недолго и в девах вот так остаться! Дело-то катится к тридцати... Неужто не нравился даже никто? - Посмотрит мечтательными глазами: - Нравиться нравились. Ну и что? - И удивленно пожмет плечами. Какой же любви она ждёт, какой? Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада! Красивой-красивой! Большой-большой! А если я в жизни не встречу такой, Тогда мне совсем никакой не надо!"
Ведущий: А может, вовсе и нет никакой любви? Доказали же ученые, что любовь – это просто химическая реакция. Даже формулу вывели.
Ведущий: Я не думаю, что ученые-химики думают о химическом составе формулы любви, когда они смотрят на своих возлюбленных. Они мыслят другими категориями и, в частности, красивыми стихами.
Чтец (Э.Асадов «Сатана» читает ЗАРИЦКАЯ В. на фоне мелодии Ф.ЛИСТ «ГРЕЗЫ ЛЮБВИ»)
Ей было двенадцать, тринадцать – ему, Им бы дружить всегда. Но люди понять не могли, почему Такая у них вражда?! Он звал ее «бомбою» и весной Обстреливал снегом талым. Она в ответ его «сатаной», «Скелетом» и «зубоскалом». Когда он стекло мячом разбивал, Она его уличала. А он ей на косы жуков сажал, Совал ей лягушек и хохотал, Когда она верещала. Ей было пятнадцать, шестнадцать – ему, Но он не менялся никак. И все уже знали давно, почему Он ей не сосед, а враг. Он бомбой ее по-прежнему звал, Вгонял насмешками в дрожь. И только снегом уже не швырял И диких не корчил рож. Выйдет порой из подъезда она, Привычно глянет на крышу, Где свист, где турманов кружит волна, И даже сморщится: - У, сатана! Как я тебя ненавижу! А если праздник приходит в дом, Она нет-нет и шепнет за столом: _ Ах, как это славно, право, что он К нам в гости не приглашен! И мама, ставя на стол пироги, Скажет дочке своей: - Конечно! Ведь мы приглашаем друзей. Зачем нам твои враги?! Ей – девятнадцать. Двадцать – ему. Они студенты уже. Но тот же холод на их этаже, Недругам мир ни к чему. Теперь он «бомбой» ее не звал, Не корчил, как в детстве, рожи. А «тетей Химией» величал И «тетей Колбою» тоже. Она же, гневом своим полна, Привычкам не изменяла: И так же сердилась: - У, сатана! – И так же его презирала. Был вечер, и пахло в садах весной. Дрожала звезда, мигая Шел паренек с девчонкой одной, Домой ее провожая. Он не был с ней даже знаком почти, Просто шумел карнавал, Просто было им по пути, Девчонка боялась домой идти, И он ее провожал. Потом, когда в полночь взошла луна, Свистя, возвращался назад. И вдруг возле дома: - Стой, сатана! Стой, тебе говорят! Все ясно, все ясно! Так вот ты какой? Значит, встречаешься с ней? С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной! Не смей! Ты слышишь? Не смей! Даже не спрашивай почему! – Сердито шагнула ближе И вдруг, заплакав, прижалась к нему: - Мой! Не отдам, не отдам никому! Как я тебя ненавижу!
Ведущий: А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе «Темные аллеи» он писал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»
Чтец (Б.Заходер «Не бывает любви несчастной» читает КАПИНОС В.)
Не бывает любви несчастной.  Может быть она горькой, трудной,  Безответной и безрассудной, Может быть смертельно опасной, Но несчастной любовь не бывает. Даже если она убивает.  Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит!
Чтец  (Ю.Друнина «Ты рядом, и все прекрасно» читает ИШУТИНОВА Л.)
Ты - рядом, и все прекрасно:  И дождь, и холодный ветер.  Спасибо тебе, мой ясный,  За то, что ты есть на свете.  Спасибо за эти губы,  Спасибо за руки эти.  Спасибо тебе, мой любый,  За то, что ты есть на свете.  Ты - рядом, а ведь могли бы  Друг друга совсем не встретить..  Единственный мой, спасибо  За то, что ты есть на свете!
Ведущий: Любовь порой нужнее хлеба. Но для того, чтобы ощутить это, необходима душевная зрелость. Испытать жгучую потребность в духовной близости с любимым человеком можно лишь тогда, когда душа созрела для такого единения. Вне любви и душевной близости нет, вероятно, и подлинного человеческого существования.
Чтец (Ю. Друнина «Как объяснить?» читает ПОЛИЩУК В.)
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рожденному с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного любовью?
Ведущий: С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе?
Ведущий: На протяжении всей жизни мы не раз и не два будем задавать себе эти вопросы. И каждый раз, отвечая на них, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно. О любви написано много: тысячи страниц. Пока жив на земле человек, пока бьётся его сердце, пока звучат в прекрасных стихах голоса тех, кто оставил нам свои чувства, драматизм и новизна любви не будут исчерпаны. Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной. ЛЮБОВЬ – РАДОСТЬ и ЛЮБОВЬ - СТРАДАНИЕ! Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.
Ведущий: ВСЕМ-ВСЕМ мы желаем чистой, искренной, верной, взаимной и одухотворяющей любви!
ВЕДУЩИЕ УХОДЯТ
(ЗВУЧИТ мелодия песни «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ДО СЛЁЗ» исполняют ЗОРАНЯН С., БЕБЕШКО В. на фоне песни танцуют две пары: КУЛИНИЧ А. – ЗАДЬКО В., ЖУЛИКОВА Т. – РАМАЗАНОВ Р.)









13PAGE 15


13PAGE 141815




15