Презентация Роль музейной педагогики в экологическом воспитании дошкольников


«Роль музейной педагогики в экологическом воспитании дошкольников»МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 247» Заводского района г. Саратова Что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает, что музей в ДОУ занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт постоянно. В – третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям настоящих музеев. Мы создали небольшие, уютные мини-музеи, в создании которых принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Экспонаты мини-музея можно трогать, нюхать, рассматривать, с ними можно играть. Здесь уместно процитировать слова швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка» Принципы работы мини-музеяНаглядность;Доступность;Динамичность;Содержательность;Гуманизм;Активность детей;Поощрение детских вопросов и фантазий;Подвижность структуры занятий-экскурсийОбязательное сочетание содержания музея с программой, реализуемой в ДОУ;Последовательность ознакомления с коллекциями Задачи, реализуемые педагогами при работе в экологическом мини-музееФормирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;Воспитание любви и заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;Воспитание эстетических и патриотических чувств;Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми. Формы работы в мини-музееПознавательные занятия;Просветительская работа (выставки, чтение художественной литературы);Развлечения;Игровая деятельность;Проектная деятельность;Творческая деятельность;Работа с родителями;Практические мероприятия изготовление кормушек, посадка растений Мини-музей «Шестиногие малыши» (подготовительная группа) Мини-музей «Шестиногие малыши» (подготовительная группа) Познавательные занятия: «Эти удивительные насекомые», «Насекомые – труженики», «Профессия – энтомолог»Игровая деятельность: дидактические игры: «Летает - не летает»; «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Юный энтомолог»Тематические выставки: «Мир жуков», «Такие разные бабочки»Развлечения: инсценировка «Муха-цокотуха», просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом». Творческая деятельность: рисование по басне И. Крылова «Стрекоза и Муравей», пластилинография «Такие разные насекомые», коллективная аппликация «Мир насекомых»Чтение художественной литературы: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился», К. Ушинский «Капустная белянка», С. Михалков «Академия наук», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). Разучивание стихов: Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука», Т. Собакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик»Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».Работа с родителями: подбор экспонатов, изготовление поделок из природного материала, консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».Проект «Удивительное в мире насекомых». Мини-музей «Наши питомцы» (младшая группа) Мини-музей «Наши питомцы» (младшая группа) Познавательные занятия: «Собака – друг человека», «Такие разные кошки», «Наши помощники».Игровая деятельность: дидактические игры «Назови маму и детёныша», «Кто как кричит», «Узнай по описанию», «Путаница», «Составь животное», «Кто как помогает человеку», «Узнай, чей голос», «Где чей домик?».Тематические выставки «Самый верный друг», «Я люблю свою лошадку», «Кто сказал мяу».Развлечения: «У бабушки в деревне»Творческая деятельность: рисование «Травка для Буренки», лепка «Колбаска для котенка», аппликация «Укрась будку для щенка».Чтение художественной литературы: «Пошел котик на Торжок»,«Как у нашего кота»,  Е.Чарушина «На нашем дворе», В. Сутеев «Кто сказал мяу», А. Барто «Пес», Е. Чарушин «Собака», В.Берестов «Коровушка», Е. Чарушин «Корова», И.Новиков «Теленочек», К.Ушинский «Коровка», «Уж как я ль мою Коровушку», К.Ушинский «Лошадка», В.Мирович  из цикла «Наши друзья» (для самых маленьких), «Жеребенок», В.Стоянов «Конь»,К.Ушинский Две козы», «Два козлика», В.Жуковский «Котик и козлик».Работа с родителями: подбор экспонатов, изготовление аппликации из тополиного пуха «Мой котенок», шапок-масок для инсценировок; консультация для родителей «Общение детей с домашними животными».Проект «Домашние животные» Мини-музей «Морской мир» (старшая группа) Мини-музей «Морской мир» (старшая группа) Познавательные занятия: «Путешествие на дно морское», «Самые, самые»Игровая деятельность: дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «О ком расскажу», «Чьи детки», игра-путешествие «По морям, по океанам».Тематические выставки «Дельфины -наши друзья», «Такие разные ракушки», «Морские исполины».Развлечения: просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».Творческая деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», пластилинография «Необыкновенные рыбки», оригами « Морские рыбки».Чтение художественной литературы:  Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка»; Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», Рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;Прослушивание песни «Дельфины», Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;Работа с родителями: подбор экспонатов, изготовление родителями поделок из ракушек.Проект «Морские обитатели» Мини-музей «Природа моего края» (подготовительная группа) Мини-музей «Природа моего края» (подготовительная группа) Познавательные занятия: «Что такое красная книга», «Профессия геолог», «Сокровища подземного короля».Игровая деятельность: дидактические игры: «Из чего сделано», «Выбери животное», «Найди растение», «Собери картинку», «Назови и опиши», интеллектуальная игра «Знатоки Красной книги»Тематические выставки «Полезные ископаемые», «Красная книга Саратовской области».Развлечения: «Юные геологи», «В гостях у Старичка -Лесовичка».Практическая деятельность: заготовка корма для птиц, опытно-экспериментальная деятельностьТворческая деятельность: рисование «Страницы Красной книги», коллективная аппликация «Цветной луг», лепка «Животные нашего леса».Чтение художественной литературы: рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова.Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»Работа с родителями: подбор экспонатов, изготовление с родителями поделок из природного материала, помощь в изготовлении гербария.Проект «Красная книга Саратовской области» Благодаря работе в мини-музее, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь). У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея. Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога – гуманиста Шалвы Амонашвили: «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?»