Проектная деятельность в экологическом образовании младших школьников

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области основная общеобразовательная школа № 19 города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск самарской области (ГБОУ ООШ № 19 г.Новокуйбышевск

446218, Россия, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Свердлова 23, тел. 8 (84635)47560





Тема: «Проектная деятельность
в экологическом образовании
младших школьников»



Выступление подготовила
Тустова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории



г.о. Новокуйбышевск, 2015/2016 уч. год


Содержание

1.Введение 1



2. Учебный проект как средство экологического образования младших школьников
а. Требования ФГОС начального общего образования
к экологическому образованию младших школьников 2
б. Значение метода проектов в экологическом образовании
младшего школьника 3
в. Проектная деятельность как условие экологического
воспитания учащихся во внеклассной работе 4
г. Осуществление проектной деятельности 5
д. Результаты работы над экологическим проектом 11
3.Заключение 11
4.Список литературы 12























Введение

 В документах мирового уровня неоднократно подчёркивается приоритетность экологического образования населения планеты Земля. Один из таких документов  - это «Экологическая доктрина РФ».
Основной целью экологического образования в ней является формирование экологической культуры граждан России.
Формирование начальных основ экологической культуры начинается с раннего детства. «Освоение основ экологической грамотности» - это требования ФГОС начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир». Целью экологического образования младших школьников является воспитание экологической культуры, то есть выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней.

Очевидное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры детей и молодежи свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой.
Формирование начальных основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. В решении данной проблемы большую роль играет проектная деятельность, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности.
2. Учебный проект как средство экологического образования младших школьников.

а. Требования ФГОС начального общего образования к экологическому образованию младших школьников

В требованиях ФГОС начального общего образования к личностным результатам освоение основной общеобразовательной
программы указывается «формирование целостного взгляда на мир » у младших школьников. Это предполагает рассмотрение взаимосвязи человека и окружающего мира, взаимосвязи человека и окружающей природы. Последняя составляющая есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой области – объект экологического образования.
Экологическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает в себя аспекты других направлений воспитания: гражданское, патриотическое, эстетическое, нравственное, физическое.
В требованиях ФГОС к  метапредметным результатам нет установок к экологическому образованию, так как заданные там установки универсальны ко всем направлениям образования. Но надо обратить особое внимание на установление причинно  - следственных связей, потому что экология  - это наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. В целом же все требования метапредметного характера: и владение логическими операциями, и освоение способов решения проблем творческого характера  - могут реализоваться в процессе экологического образования.

б. Значение метода проектов в экологическом образовании младшего школьника
Согласно ФГОС НОО особое внимание уделяетcя методу проектов как решающему фактору в формировании у ребёнка умения учитьcя. Необходимость иcпользования метода проектов обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. При вовлечении младших школьников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности.
В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной учебной деятельности школьников возросла роль проектного метода обучения. Метод проектов основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он трактует этот метод «как способ обучения через делание», когда обучающийся непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Работа по УМК «Перспектива» позволяет использовать метод проектов при изучении курса «Окружающий мир» авторов А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой. Проектная деятельность младших школьников с учётом их возрастных особенностей ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своей местности, выявление влияния деятельности человека на природу. Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности: краеведческую направленность, краткосрочность проектов, безопасность обучаемых при посещении леса, луга, водоёма.

в. Проектная деятельность как условие экологического воспитания учащихся во внеклассной работе

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для внеурочной работы младших школьников. Внеклассная работа по экологическому воспитанию учащихся осуществляется в рамках кружка «Юный эколог».
Цель кружковой работы - формирование гуманного отношения к природе в процессе воспитания сопереживания живому, сочувствия и содействия ему:
Формирование представлений:
о единстве и многообразии мира;
о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природе;
о развитии и росте объектов живой природы.
Основу реализации задач кружковой работы составляет проектная деятельность. В рамках этого кружка обучающиеся начальных классов работают над проектом « Моя Родина!». В процессе работы по исследованию родного края и разработки этого проекта обучающиеся выполняют следующие экологические проекты:


Проект «Зелёный уголок»
Цель проекта: теоретическое обоснование необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов.
Главный итог проекта создание зелёного уголка в кабинете начальных классов. При работе над проектом учащиеся познакомились с группами и видами растений, благотворно влияющих на здоровье человека.

Проект «Зимующие птицы нашего города»
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
 Проект осуществляется зимой. Суть его  - создание и организация птичьей «столовой» на школьном участке. В процессе наблюдения за птицами дети ведут дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают зарисовки, наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.

Проект « Клумба в школьном дворе»
Цель - самостоятельно создать клумбу и вырастить на ней декоративные растения; наблюдать за ростовыми изменениями растений в зависимости от температуры воздуха, полива и внесения удобрений. Обучающиеся разрабатывают дизайн клумбы. Весной они осуществляют свой проект.
В работу над проектами активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, работа над проектом «Моя Родина!» способствует развитию экологической культуры младших школьников.

г. Осуществление проектной деятельности
Виды проектов, используемые в начальной школе.
1. Информационные проекты. Его цель: сбор, оформление и предоcтавление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Для ученика доминирующей cтороной деятельноcти здесь будет именно работа с информацией и, соответственно, развиватьcя и совершенствоватьcя у него будет в основном именно информационная компетентноcть. Данный вид проекта позволяет развивать у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников . Для самых маленьких – это работа с детской книгой, cловарём, детcкими журналами. Поиcк cтихотворений, пословиц на заданную тему. Подбор информации о домашних животных, используя интернет.
Выходом такого проекта чаcто являетcя публикация в СМИ, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класcа или школы. Предметная облаcть – окружающий мир, литературное чтение, внекласcная работа.
2. Исcледовательские проекты. Для развития аналитичеcких споcобностей, критичеcкого мышления, оcвоения логичеcких споcобов воcприятия и обработки информации в большей степени подходят исcледовательские проекты. Целью учащегоcя в данном cлучае являетcя доказательcтво или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуетcя проводить экcперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерноcти, проводить аналогии, а также делать выводы, обоcновывать свою точку зрения. Таким образом, оcновной упор будет сделан на мыслительную компетентноcть. Идея исcледовательcкого проекта доcтаточно многогранна. При этом используютcя методы современной науки: лабораторный экcперимент, моделирование, социологический опроc и другие. Для работы над исcледовательcким проектом необходима помощь взроcлых (родителей), потому что дети не споcобны к длительной cамоcтоятельной работе без учаcтия взроcлых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на работу.
В результате исcледовательcких проектов могут создаваться как научные cтатьи, брошюры, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, учебная экскурcия или доклад. Образовательная облаcть – литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, внеклассная работа.
3. Творческие проекты. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребёнка. Любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея "самообслуживания". Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий .
Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Темы творческих проектов могут быть следующими. "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей". "Кто в аквариуме живёт" (оригами). "Закладка для любимой книжки". "Объёмная композиция" (герои сказок). "Мастерская Деда Мороза". Образовательная область – трудовое обучение (технология), изобразительное искусство, внеклассная работа.
4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Особенно это важно для замкнутых, застенчивых детей освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками принадлежностей. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Игровые и ролевые проекты всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.
Проектная деятельность осуществляется поэтапно.

1 этап-погружение в проект
На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на её решение. Мотив - это стимул к деятельности. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого. В этом случае ребёнок будет испытывать чувство радости от достижения внутренне мотивированной цели, будет находить поэзию и в процессе монотонной деятельности, потому что мысли, чувства и воображение рождаются непосредственно в деятельности и создают тягу к завершению работы.
Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.
На этом этапе раскрываются требования к проекту, технология его выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) используется метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов.
Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаём группу «Генераторов идей». Она предлагает проблемы, которые можно решить. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальное и интересное из них. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.
2 этап - организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации). Используем метод информационной поддержки: представляем детям книги, журналы, справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или всё это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем план - схематичное изображение составляющих проекта. Затем разрабатываем алгоритм выполнения проекта.
3 этап - осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).
На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Ученики работают с информацией. Они проводят синтез и анализ идей, выполняют и оформляют проект. Учитель наблюдает, консультирует, советует (по просьбе). Целесообразно использовать методы информационной поддержки путём демонстрации готовых проектов. Для решения проблемы учащиеся используют различные источники информации, с которыми им необходимо уметь работать, актуализируют знания, умения и навыки, применяют творческий подход, что в целом уже определяет их уровень компетенции.
4 этап - презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, компьютерные презентации, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.
Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы по следующей форме:

Оценочный лист проекта
Группа № ..............................................
Тема проекта: ....................................

Этапы выполнения проекта
Оценка

1. Сбор информации


2. Работа в группе


3. Защита проекта


Общая оценка




Учитель организует рефлексию обучающихся по плану.
Какова практическая значимость проекта лично для тебя?
Чему ты научился в процессе работы над проектом?
Какую оценку себе бы поставил?
Хочешь ли ты участвовать в новом проекте?

Метод учебного проектирования предполагает свободу выбора участия в нём. Каждый ребёнок имеет право:
не участвовать ни в одном из проектов;
участвовать одновременно в разных проектах;
выйти в любой момент из любого проекта.
Ребёнок получает возможность попробовать свои силы и в индивидуальной работе, и в паре, и в групповой деятельности.
Таким образом, осуществляется проектная деятельность младших школьников.

д . Результаты работы над экологическим проектом
Для изучения уровня экологической культуры младших школьников проводится диагностика по методике «Природа благодарит и сердится». Ученикам предложено ответить на два вопроса.
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе: 
спасибо_______________________________________________________;
рассердится на тебя: ___________________________________________
.
Из анализа данной диагностики определяется уровень экологической культуры младших школьников.

3. Заключение
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Таким образом, экологическое образование младших школьников через учебный проект способствует формированию экологической культуры; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; учит детей учиться.
Список литературы
1.Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова; М.: Просвещение, 2011.-157с. – (Работаем по новым стандартам)
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010
3.Е.В.Попова «Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании»/ «Начальная школа». – 2014г.-№ 11, с. 50
4.Т.Л.Быкова «Организация исследовательской деятельности младших школьников»/ «Начальная школа» - 2015г.-№ 12, с. 68
5.Т.В.Гаврилова «Метод проектов как средство коммуникативного развития», «Начальная школа» - 2015г.- № 8,


хђ Заголовок 2хђ Заголовок 315