Использование модульных программ, основанных на компетенциях, в преподавании дисциплин естественно-математического цикла


ГККП Высшая техническая школа, при акимате Акмолинской области
УМО Естественно-математических дисциплин
Преподаватель математики Бекмагамбетова Замзагуль Кабиденовна
Использование модульных программ, основанных на компетенциях, в преподавании дисциплин естественно-математического цикла
Увеличение умственной нагрузки на уроках естественно-математических дисциплин заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении изучения всей темы. Основной подход к обновлению содержания обучения в гуманистической парадигме ориентирован на усиление его личностно-смысловой направленности. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что применение блочно-модульной технологии обучения на занятиях поcтроена на принципах развивающего обучения, она позволяет в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Перспективность: Модульное обучение содействует развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Воспитать личность, готовую к творческому поиску, самостоятельному добыванию и обновлению знаний, саморазвитию и самосовершенствованию, способную успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Преимущества: Использования блочно-модульной технологии обучения дает возможность:
Больше внимания уделять основным понятиям дисциплины; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах.
Постепенное увеличение степени самостоятельности студентов в выполнении задания.
Ограничений по степени подготовленности и обученности студентов нет. Модуль готовится по каждой теме (к каждому уроку) и содержит в себе дифференцированные задания для студентов различных уровней сложности.
Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а следовательно дальнейшей самореализации обучающегося.
Наглядность результатов – у каждого студента имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.
И самое главное – уже до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.
Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.
Основное содержание: Учебный материал излагается блоками в рамках определённой системы уроков (уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-консультации, уроки систематизации знаний и умений, уроки-коррекции знаний, уроки контроля знаний и умений). Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
Роль преподавателя в данном случае носит характер координатора. Второй особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки самого учителя к нему.
Основы технологии модульного обучения
Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе.
Блок имеет следующую структуру:
1. Модульно-блочное планирование по дисциплине (Приложение 1)
2.Функциональная карта (Приложение 2);
3. Календарно-тематический план (Приложение 3);
4. Технологическая карта конструирования урока (Приложение 4);
5. Оценочный лист (Приложение 5);
6. Рефлексия (Приложение 6);
7. Анкета-самоанализ (Приложение 7).
ПМ – проблемный модуль
Изложение теоретического материала начинаем с постановки проблемной задачи и показываем исторически возникшую проблему, которая привела к появлению нового понятия.
ИМ – информационный модуль
Основой информационного модуля каждого блока являются лекция, а ее итогом служит либо опорный конспект, либо схема исследования функции, либо типы решения заданий.
РМ – расширенный модуль
Если при объяснении материала в информационном модуле рассматриваем только основные, главные вопросы, то при работе в расширенном модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Наиболее благоприятны условия в расширенном модуле для проведения нестандартных уроков.
МС – модуль систематизации
Огромную роль в этом блоке играют уроки обобщения и систематизации, которые предполагают следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у студентов понятий, категорий и систем, от них – к усвоению все более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной темы.
МКЗ – модуль коррекции знаний
Основная задача коррекционного модуля – это ликвидация пробелов в знаниях студентов.
МК – модуль контроля
При работе в модуле контроля проводим систематический учет знаний и умений студентов по следующим параметрам: 1) текущий контроль; 2) контроль выполнения домашних заданий; 3) тематический или итоговый контроль. Оценка перестает быть инструментом принуждения и средством наказания.
Заключение. Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет нам сформировать у студентов прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого студента. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.
Рекомендации: Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Наша задача, как преподавателя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке студентами были результатом их собственных поисков.
Идея опыта подразумевает работу со студентами, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован учителями естественно-математических дисциплин общеобразовательных школ, преподавателями колледжей.
Литература
1. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. - Алматы,2002.
2. Технология модульного обучения. / Халык талимы,2002. - №1. – С.27.
3.    Ковжасарова М.Р., Нурахметов Н.Н., Аульбекова Г.Д. Технологизация учебного процесса: казахстанский опыт. –Алматы: Изд. «Зият-Пресс», 2005. – 224 с.
4. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н.Новгород, 1991.
5. Громкова М.П. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.
6. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе // Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова.
Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение № 5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8