РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Work with highly motivated students in chemistry classes and in extracurricular activities
К.А.Григорьева
K. A. Grigoryevа
учитель биологии и химии
Ключевые слова: Высокомотивированные старшеклассники, химия, внеурочная деятельность, педагогические технологии, семья.
Нighly motivated high school students, chemistry, extracurricular activities, educational technology, family.
Аннотация: Перед школой и семьей стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Для реализации этой задачи необходимо создать в школе оптимальные возможности для выявления, поддержки и развития высокомотивированных ребят. Помощь и поддержка в развитие ребёнка – это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость и талант.
In front of the school faces the challenge of bringing from new, intellectual level of consciousness capable of conceptual thinking, creative activities and self-management of own activities and behavior. To implement this task, create the schoo
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Современное, быстро развивающееся общество заинтересовано в гражданах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и, конечно, обладающих определенным набором нравственных и патриотических качеств. Поэтому перед школой и семьей стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Для реализации этой задачи необходимо создать в школе оптимальные возможности для выявления, поддержки и развития высокомотивированных ребят. Система работы с высокомотивированными детьми включает три основных направления: выявление, создание условий для развития их способностей и реализация их потенциальных возможностей.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении химии Они выделяются среди сверстников - активны в творческом и умственном отношении: много читают, включая даже сложную, не всегда понятную им познавательную литературу, с интересом работают в кружках, на факультативах, самостоятельно проводят какие-то исследования, пусть самые нехитрые. В школе создан «Банк данных высокомотивированных учащихся», куда вносятся данные о школьниках с высокими способностями к изучению химии и их достижениях.
На уроках не только закладываются базовые знания по химии, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Занимательные опыты, вопросы истории химии, дополнительные сообщения к урокам, создание мультимедийных презентации, оригинальные задачи, индивидуальные задания, решение которых требуют не просто воспроизведения знаний из учебников - все это развивает привычку думать, вызывает стимул разобраться в сущности явлений, и, в результате повышает познавательную деятельность учащихся.
Для повышения мотивации учащихся к изучению химии применяю универсальные технологии: информационно – коммуникационные, исследовательской деятельности, игровые технологии, кейс-технологии, проблемного обучения и т.д.
Ведется организация внеурочной работы по предмету. Система организации внеклассной работы состоит из нескольких направлений. Во-первых, это организация проектной деятельности учащихся. Ребята вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Темы исследовательских работ разнообразны и затрагивают такие области знаний по химии, как химические элементы в организме человека, витамины, гормоны, ферменты, типы химических реакций, классификацию неорганических и органических соединений. Ученик, который сумел справиться с работой над учебным проектом, приобрёл не только хорошие предметные знания по химии, но и умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Такие навыки помогут во взрослой жизни спланировать деятельность, ориентироваться в разных ситуациях, совместно работать с другими людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, а значит общество приобретет достойного гражданина и патриота.
Другое направление работы с высокомотивированными старшеклассниками – организация работы по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Каждую неделю для старшеклассников проводятся элективные курсы по решению химических задач, курс «Занимательная химия», раскрывающий тайны химических реакций и повышающий уровень знаний. Курсы знакомят ребят с приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных олимпиадных заданий и заданий ЕГЭ. Ученики с интересом участвуют в школьных, городских олимпиадах по химии, а также дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок», «Новый урок» и др. Участие во внеурочной деятельности способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, ответственность. Очень важным является развитие умения коммуницировать и сотрудничать в коллективе. И, кроме того, служит основанием для профильной подготовки учащихся в области химии.
Организованная таким образом деятельность школы даёт возможность высокомотивированным старшеклассникам понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, процветания человечества.
Нужно сказать и о роли семьи в развитии высокомотивированного старшеклассника. Родители  должны следить за особенностями развития ребенка, когда он находится вне школы. Необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу в семье, проявить искреннюю и разумную любовь к ребенку, предоставить ребенку возможности активно задавать вопросы. Помочь ребенку правильно организовать учебную деятельность, создать условия, обеспечивающие высокие достижения детей, обстановку, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности, удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам, предоставить детям возможность осуществлять совместную со взрослыми деятельность, и использовать личный пример творческого подхода к решению проблем. И, конечно, конструктивно сотрудничать с педагогами.
Наличие повышенной мотивации является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. Помощь и поддержка в развитие ребёнка – это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость и талант.