Итоговый урок по творчеству А.С. Грибоедова

Роль личности А.С.Грибоедова в развитии русской культуры

Цель: предполагается, что к концу урока у учащихся сформируется полное представление и жизни и творчестве А.С.Грибоедова.
Задачи: формировать собственную точку зрения, находить убедительные аргументы при доказательстве;
развивать умение учебного труда;
стимулировать познавательный интерес к лексике русского языка;
создать условия для проявления дружелюбия, чувства коллективизма.


Оборудование: портрет А.С.Грибоедова, иллюстрации к пьесе «Горе от ума».

Чем человек просвященнее, тем он полезнее сво-
ему Отечеству.
А.С.Грибоедов
Бывают странными пророками поэты иногда.
М..Кузьмин

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Наш урок мы начинаем со стихотворения Евгения Вадимова «Русская культура»
Русская культура- это наша детская
С трепетной лампадою, с мамой дорогой.
Русская культура – это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура – это сказки нянины,
Песни колыбельные, грустные до слёз.
Русская культура – это разрумяненный
В рукавичках-варежках Дедушка Мороз
Русская культура – это дали Невского
В бело-мёртвом сумраке северных ночей.
Это- радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского сладостный ручей
Русская культура – это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган,
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе – кучерской кафтан
Русская культура – это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и даль,
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль
Русская культура – это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой;
Это наша женщина – русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой!
Русская культура – это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне.
Русская культура- это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.

Русская культура - славянская. Корни семьи Грибоедовых из Беларуси. А как вы думаете, почему именно с этого стихотворения начинается наш урок?
( ответы учащихся)
Совершенно верно, стихотворение раскрывает суть русской культуры и созвучно теме нашего урока. Комедия прочитана.мы должны подвести итог работы над произведением и подготовиться к сочинению. Сегодня речь пойдёт л человеке, который сыграл важную роль в политической, культурной, светской жизни России Х.IХ века.
Без малого 200 лет комедия «Горе от ума» будоражит умы читателей. Современны ли произведения в наши дни? Или пьеса потеряла актуальность в ХХI веке? А как считаете вы? Если произведение актуально, то поднимите, пожалуйста, руки. Остальные считают комедию несовременной? Спасибо за откровенность.

3.Ролевая игра.
Многие из вас, ребята, ваши родители смотрят, наверное, передачу «Культурная революция». Суть передачи в том, что оппоненты высказывают полярные точки зрения и пытаются их доказать. И я приглашаю наших участников приступить к прениям.

Ученик. Почему я, живя в двадцать первом веке, пользуясь компьютером. мобильным телефоном, должен изучать комедию, которая устарела? Где действуют лица, имена и должности которых давно вышли из употребления. В этом я вижу абсурдность ситуации.

Ученица. Я считаю комедию актуальной и в наши дни. Начнём с автора. Грибоедов вырос в дворянской семье, обучался на словесном, юридическом и физико-математическом факультетах Московского университета. Знал латинский, славянский, французский, английский и немецкий языки. Находясь в Перси, Александр Сергеевич занялся персидским и арабским. «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему отечеству», - говорил Грибоедов. Такой человек не мог не оставить след в истории.

Учитель. Мы услышали различные точки зрения. Может, кто-то из вас хочет поддержать выступающих?

Ученик. Хочу добавить, что после выхода в свет комедии критики были неоднозначны.

Ученица. А я хочу дополнить, что личность Грибоедова яркая во всём. После его смерти жена, Нина Чавчавадзе, осталась ему верна. Послушайте стихотворение Я.Полонского, подтверждающего глубину чувств вдовы.

Шесть траурных коней везли
Парадный балдахин;
Сопровождали гроб его
Лавровые венки,
И пушки жерлами назад,
И пики, и штыки;
Дымились факелы, и гул
Колёс был эхом гор,
И память вечную о нём
Пел многолюдный хор
И я пошла его встречать,
И весь Тифлис со мной
К заставе Эриванской шёл
Растроганной толпой.
На кровлях плакали, когда
Без чувств упала я
О, для чего пережила
Его любовь моя!
И положила я его
На той скале, где спит
Семья гробниц и где святой
Давид их сторожит.
Там, в тёмном гроте, - мавзолей,
И – скромный дар вдовы –
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись и чтоб вам она
Напомнила сама –
Два горя: горе от любви
И горе от ума.

Учитель. Согласитесь, личность автора всегда отражается в его произведении, с этим вы спорить не будете. Давайте посмотрим, какие проблемы красной нитью проходят через всю бессмертную комедию.
Ученик читает монолог Чацкого « В соседней комнате незначащая встреча»

Учитель. Какие проблемы подняты в этом монологе? (Преклонение перед Западом, засилье иноязычных слов, потеря своих традиций, нарядов, менталитета; вопросы современности: о крепостном праве, о просвещении и воспитании, о гражданском долге и службе.)

4.Работа в группах.
1. «Лингвисты». Найти иноязычные слова в тексте комедии.
2. «Знатоки текста». Доказать текстом, что Россия тех лет подражала
всему иностранному.
3. «Аналитики». Провести параллель тех дней с нашими, показывая, что
мы многое берём из чужой жизни.

Группы пришли к следующим результатам:

В век Грибоедова – засилье французских и немецких слов. В наши дни – засилье англицизмов (степлер, дилер,органайзер, шопинг и т.д.).Спустя два столетия после написания комедии нашу речь наводняют слова, без которых мы бы обошлись: офис-контора; отель – дешевая гостиница и т.д.
Кухня московского общества изобилует французскими блюдами. Мы в наше время имеем китайские, японские и другие рестораны, меню которых наносит вред нашему желудку.
Наряды. В «фамусовском обществе» - немецкие и французские. У нас же обилие бразильских и прочих сериалов порождает моду на голые животы и спины, в результате чего – масса неприятностей.

В итоге поисковой работе мы пришли к выводу, что проблемы, обозначенные Грибоедовым 200 лет назад, существуют и наши дни.

Одним из хороших примеров, подтверждающих слова Грибоедова, является фраза: «хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев». Как известно, Китай, сохраняя свою культуру и самобытность, достиг значительных успехов в экономике. Мы же часто заменяем пушкинских героев героями американских сказок (Шрек и т.д.)

5.Работа в парах.
Ребята, на доске у меня прикреплена ромашка. На лепестках этой ромашки с обратной стороны записаны темы сочинений. Ваша задача: подходите, берёте лепесток, дописываете фразу (можно пользоваться книгой).Зачитываете через 5 минут. Лепесток остаётся у вас. Дома выбираете тему и составляете план сочинения.

6.Рефлексия.
Подошёл к концу наш урок, наша полемика. Итак, роль личности А.С.Грибоедова в развитии русской культуры(закончите фразу)

* Поднял злободневные проблемы не только того времени, но и сегодняшние.
* Создал галерею незабываемых героев, имена которых стали нарицательными.
* А.С.Грибоедов написал (комедию).
* Сочинил(музыку).
* Выступал против(засилья иностранного в русской жизни).
* Предупреждал о (потере своей культуры, языка, менталитета, традиций).
* Подписал выгодный для России(Туркманчайский мир).
* Благодаря его стараниям (освобождено большое количество военнопленных).

Спасибо вам, ребята. Мы написали устное сочинение о личности Грибоедова. Талантливые люди талантливы во всём. Вы в этом сами убедились. След Грибоедова неизгладим.

7.Домашнее задание.
Подготовиться к написанию сочинения.
15