Рабочая программа по русскому языку


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета

7

условия реализации рабочей программы учебного предмета

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета

18



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫКи литература. русский язык»

1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам.


1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательные дисциплины.

1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

· воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

· понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

· осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;

· формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;

· готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:

· владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;

· владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

· применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

· овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-тельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;
предметных:

· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

· сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

· владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;

· сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

· сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

· способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;

· владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;

· сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» контролю не подлежит.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предметамаксимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


практические занятия
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


работа с учебником, текстом
18

работа с различными видами словарей, справочниками
8

работа над рефератами (сообщениями)
13

Итоговая аттестация в форме экзамена





2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Русский язык и литература. Русский язык»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение

4


Роль языка в обществе.
Взаимосвязь языка и культуры.



Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО.

2





1






Самостоятельная работа:
1. Подготовка сообщений: «Природа и сущность языка»; «Язык и его функции».
2. Работа над рефератом «Русский язык в современном мире».

2

3




Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили речи

18



Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2



2


2


2


2


2




1







3


3



















2






2



2



3



3















2






2




2




2




3


3
















2



2


2



2



3



3












2








2





1










2






















2



2









2















3

















2






2
















2








2




2














2






2






2



3



















Тема 1.2. Разговорный стиль речи.
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
2


Тема 1.3. Научный стиль речи.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2


Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.


2


Тема 1.5. Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.


2


Тема 1.6. Художественный стиль речи.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.


1


Тема 1.7. Текст.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.


1



Практическая работа № 1. «Освоение видов переработки текста».
2



Самостоятельная работа:
1. Написание статьи в студенческую газету.
2. Подготовка сообщений: «Заговори, чтобы я тебя увидел»; «Как не должен говорить образованный человек».
3. Работа над рефератами: «Язык и культура»; «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи»; «Русское письмо и его эволюция»; «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения»; «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю»; «Молодежный сленг и жаргон».
4. Работа со словарями, справочниками:
- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Изобразительно-выразительные средства».


6


Раздел 2.
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография


12


Тема 2.1. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.


2


Тема 2.2. Правописание гласных, звонких и глухих согласных. Правописание Ь.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

2


Тема 2.3. Правописание о-ё(е) после шипящих и ц в разных морфемах.

Правописание О/Е после шипящих и Ц.


2


Тема 2.4. Правописание приставок на з-(с-). Правописание ы-и после приставок.
Правописание приставок на З-/С- . Правописание И/Ы после приставок.



2




Самостоятельная работа:
1. Работа с учебником: выполнение упражнений на орфографические нормы.
2. Работа над рефератом:
«Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
3. Работа со словарями, справочниками:
- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования»; «Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов».

4


Раздел 3.
Лексика и фразеология

15


Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.


Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2


Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2


Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2


Тема 3.4. Фразеологизмы и афоризмы. Лексические нормы.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практическая работа № 2. «Нахождение лексических ошибок и их исправление».


2




2



Самостоятельная работа:
1. Работа над рефератом «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы»; «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка», «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке»; «В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
2. Работа с учебником, текстом:
- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов;
- подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
3. Работа со словарями, справочниками:
- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Русская лексика с точки зрения ее происхождения»; «Профессионализмы».


5


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография


16


Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.



2


Тема 4.2. Способы словообразования.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2


Тема 4.3. Речевые ошибки
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2


Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2


Тема 4.5. Правописание приставок пре-(при-). Правописание сложных слов
Правописание приставок ПРИ-/ ПРЕ-. Правописание сложных слов.

2



Самостоятельная работа:
1. Работа с учебником, текстом:
- выполнение упражнений на закрепление орфограмм;
- составление словарного диктанта;
- наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
2. Работа над рефератом: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; «Ненормативное словообразование как выразительное средство».

6


Раздел 5.
Морфология и орфография


21


Тема 5.1. Классификация частей речи. Имя существительное.
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи.

2


Тема 5.2. Имя прилагательное.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2


Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2


Тема 5.4. Глагол и глагольные формы.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2


Тема 5.5. Правописание -Н- и
-НН- во всех частях речи.
Правописание -Н- и -НН- во всех частях речи.

2


Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.


2









Тема 5.7. Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2



Самостоятельная работа:
1. Работа с учебником:
- выполнение упражнений на закрепление орфограмм.
2. Работа над рефератом: «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике»,
«Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление».
3. Работа со словарями, справочниками:
- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий».

7


Раздел 6.
Синтаксис и пунктуация


29


Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2


Тема 6.2. Простое двусоставное предложение.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2


Тема 6.3. Односоставные предложения.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2


Тема 6.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2


Тема 6.5. Синтаксис простого осложнённого предложения.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2


Тема 6.6. Структура сложного предложения. Знаки препинания в связном тексте.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2


Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2


Тема 6.8. Прямая и косвенная речь.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2




Практическая работа №3. «Синтаксический разбор предложения и расстановка знаков препинания в тексте»

2





Самостоятельная работа:
1. Работа над рефератами: «Роль словосочетания в построении предложения»; «Синонимия простых предложений»; «Синонимия сложных предложений»; «Использование сложных предложений в речи»; «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».
2. Работа с учебником:
- выполнение упражнений на закрепление пунктограмм: тире в простом предложении; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами; знаки препинания в предложениях с обособленными членами; обособление определений; обособление обстоятельств; знаки препинания при вводных и вставных конструкциях; знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении; знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

9


Всего:
117



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
комплекты:
- тестов;
- раздаточных материалов;
- учебников.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники
Герасименко Н.А., Леденева В.В., Т.Е.Шаповалова и др. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М: Издательский центр «Академия», 2014.

Дополнительные источники
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
· 45-е издание.
· М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М., 2001.
Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. Заведений.
· 7-е изд., испр.
· М.: Высшая школа, 2001.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика. Правила и упражнения. – М., 2010.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М, 2003.
Соловьёва Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. – М., 2011.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.


Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет-ресурсы:

1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru
2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru
3. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru
4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
5.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
6.Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




4. Контроль и оценка результатов освоения ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


-устное сообщение;

- устный опрос;
- тестирование;

- устный опрос;

- чтение вслух;
- словарный диктант;
- объяснительный диктант;
- конструирование предложений;
- редактирование;
- контрольный диктант с грамматическим заданием;


- лингвистический анализ текста;
- защита реферата;


- редактирование;

- редактирование текстов;
- анализ текстов;
- составление документов;


- изложение с элементами сочинения на основе данного текста;
- подготовка рефератов;
- подготовка сообщений;

- подготовка рефератов;
- подготовка сообщений;





- чтение вслух;
- устное монологическое выступление;
- составление диалога;


- устное выступление;


- диктант;
- тестирование;
- практическая работа;

- устное выступление;
- ведение дискуссии;

- написание конспекта;
- написание реферата;

- наблюдение





























13 PAGE 14215

13 PAGE 141415

13 PAGE 141815



Заголовок 1 Заголовок 215