УРА УРА УРА УРА


Здоровьесберегающий образовательный процесс в свете требований ФГОС Заведующая кафедрой технологий охраны и укрепления здоровья Белимова Л.В. Учиться или сохранить здоровье? Здоровье это- Образование это-Возможно ли совместитьэти понятия??? Считаете ли вы обоснованным усиление роли системы образования в работе по сохранению здоровья подрастающего поколения? Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Стрессовая тактика педагогических воздействий Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, учебной мебели. Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Плохая организация школьного питания Гиподинамичный характер обучения Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья Методическая неграмотность педагога при работе по учебным программам Низкая квалификация педагогов в вопросах здоровьесбережения Проблема Учиться или сохранить здоровье? Здоровье - качественная характеристика жизниДолжно ли являться здоровье качественной характеристикой образования?ЗадачаПреломить ситуацию: все виды работы с обучающимися планируются педагогом с учетом потенциального влияния на все аспекты здоровья детей, и являются условием повышения качества обучения использование здоровьесберегающих технологий - дополнительная нагрузка на педагога как результат снижение качества знаний В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим В законе «Об образовании в РФ» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. (ст.37 п.2; ст.41; ст. 42; ст.43 п.1.3; ст.44 п. 2; ст.48 п.1.4 п 1.6) Задача - убедить, что работа в русле здоровьесберегающей педагогики: не только способствует сохранению здоровья учащихся и педагога, но и является важным условием повышения качества обучения и соответствия требованиям ФГОС Проблема - понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий, это свидетельствует о примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – воспитания здоровой личности.  школа обучение и воспитание здоровая личность Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)в контексте здоровьесбережения «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья».«В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся».«Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника … таких как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Структура системной работыпо формированию культуры здорового и безопасного образа жизни Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся Эффективнаяорганизация физкультурно-оздоровительной работы Реализация дополнительных образовательных программ Просветительская работа с родителями (законными представителями) Сохранение и укрепление здоровья школьников Критерии оценки здоровья: УУД, мотивы, уровень работоспособности, рациональное питание, оценка наличия вредных привычек, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, оптимальный двигательный режим. Социальный заказ общества в сфере общего образования Модельные характеристики здорового школьника ФГОС СУБЪЕКТЫ С У Б Ъ Е К Т Ы Повышение квалификации пед. кадров по вопросам здоровьесбережения ФГОС в контексте здоровьесбережения??? Требования к результатам обученияТребования к структуре основной образовательной программыТребования к условиям обученияВыполнение этих требований должно гарантировать создание условий обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующих сохранению и развитию здоровья детей духовно-нравственное Соматическое Интеллектуальное физическое социальное психическое Виды здоровья РЕБЕНОК предметные метапредметные личностные Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в контексте здоровьесбережения (ФГОС) Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:… Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать программу:…Воспитания и социализации обучающихся которая включает вопросы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ включает соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;организацию качественного горячего питания учащихся; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;наличие оборудованных помещений для медицинского персонала; наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). Здоровьесберегающая педагогика - система обучения, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Здоровьесберегающие технологии в образовательнии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии здоровьесберегающие образовательные технологии здоровьесберегающие технологии в образовании Совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые помогают сохранить здоровье ребенка в образовательном процессе Создание благоприятных гигиенических условий, организация режима дня, составление расписания (администрация школы); организация медицинского обслуживания и наблюдения (медицинские работники);организация питания (работники пищеблоков, администрация);поддержание психологического здоровья школьников, снятие учебных стрессов (психологи);поддержание социального здоровья учащихся (социальные педагоги). Рациональная организация учебного процесса Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик», мы можем использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни. Необходимо четко осознавать, что корень многих проблем с обучением и здоровьем современных школьников таится в процедуре, которую задают применяемые на уроке педагогические технологии, формы и методы построения учебного процесса Необходимо четко осознавать, что корень многих проблем с обучением и здоровьем современных школьников таится в процедуре, которую задают применяемые на уроке педагогические технологии, формы и методы построения учебного процесса три основных модели обучения. Субъект обучения – учитель. Объект обучения в данной модели – весь класс.У такого учителя может быть хорошая дисциплина и успеваемость Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт, а потому что ученик боится ДВОЙКИ Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик. Учитель ищет путь к каждому слабому ученику, старается мотивировать сильных учащихсяЭто субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик – тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся. Субъект? Субъект - автор, носитель действия, в отличие от объекта (тот, на кого направлены мысль или действие субъекта). Ученик должен стать субъектом, автором своей учебной деятельности, инициативным, самостоятельным, активным. Учитель перестает быть лектором и инспектором, становится организатором деятельности, направленной на поиск истины и развитие личности Современные педагогические технологии основанные на активизации деятельности учащихся, учете их индивидуальных особенностей, субъектном отношении к детям – основа здоровьесберегающей педагогики традиционные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения; технологии, при применении которых, на первое место выходит личность ребенка и его деятельность:деятельностный метод обучения - усвоение учебного материала действенное, осмысленное и осознанное,личностно- ориентированное обучение, проектно - исследовательская деятельность,дифференцированное обучение, проблемное обучение,учебная дискуссия. ФГОС декларирует системно-деятельностный подход к обучению Основные отличия:Процесс обучения направлен на выработку метапредметных умений, формирование «умения учиться»Знания приобретаются через деятельность, осознанно и активноОбучение имеет практическую направленность Это ведет к снижению перегрузок, повышению мотивации к обучению, созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке, к формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность, учебная активность Здоровьесберегающая организация современного урока реализуется на основе личностно – ориентированного подхода и подразумевает: рациональная организация учебного процесса (в соответствии с динамикой работоспособности, возрастными, и индивидуальными особенностями учащихся);соблюдение гигиенических требований к условиям обучения;благоприятный психологический климат (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);дифференциация обучения: использование разноуровневых заданий (в том числе домашних), с учетом способностей ребенка, психофизических особенностей, состояния здоровья;вариативность методов и форм обучения, обеспечивающая смену видов деятельности, активацию разных каналов восприятия информации, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;индивидуализация обучения (обучение в малых группах и парах); Здоровьесберегающая организация современного урока реализуется на основе личностно – ориентированного подхода и подразумевает: использование наглядности и различных форм предоставления информации;формирование положительной мотивации к учебе;здоровьесберегающий подход к процедуре оценивания;использование приемов самооценки и взаимооценки, позволяющих уменьшить неприятные для детей переживания;соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, в том числе соблюдение гигиенических норм к объему домашних заданий;необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;культивирование у учащихся знаний по вопросам укрепления здоровья. Использование современных педагогических технологий, направленныхна активизацию деятельности учащихсяся Система педагогических мер по снижению неблагоприятного воздействия на ребенка образовательного процесса Организация работы по воспитанию культуры здоровья, в интересной для детей форме здоровьесберегающие образовательные технологии Основные позиции формирования основ здорового образа жизни формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни.формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;профилактику употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактику инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.  Использование дополнительных образовательных программ здоровьесберегающей направленности Просветительская работа с родителями включает: лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.Проведение тематических родительских собраний  Забота о здоровье учащихся – обязанность каждой школы, каждого учителя Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!