ТК урока биологии Семейства класса Двудольные


Технологическая карта урока
Организационная информация
Автор урока: Коптев Василий Николаевич, учитель биологии МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл
Предмет: биология
Класс: 6 класс общеобразовательной школы, 25 обучающихсяПродолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: «Семейства класса Двудольные».
Авторы учебника: Пономарева И.Н., Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:  организовать деятельность учащихся по изучению, осмыслению, систематизации знаний и способов деятельности, в результате которой они смогут развить умение различать характерные особенности основных семейств класса Двудольные, их многообразие и прийти к выводу об уровне овладения умениями по данной теме.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветные, мотыльковые, крестоцветные, пасленовые, сложноцветные; сформировать представление о многообразии цветковых растений;
развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
предметные:
формирование представления о многообразии цветковых растений;
формирование умения определять особенности растений семейства класса Двудольные;
объяснение роли семейств класса Двудольные в природе и жизни человека.
метапредметные:
познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия: Семейства класса Двудольные: Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые), Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации, рисунки в параграфе учебника).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: персональный компьютер, слайдовая презентация, учебник по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, экран; индивидуальные карточки.
Технологии: организации самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент
(1 минута) Проверяет готовность учащихся к уроку и приветствует их Готовятся к уроку, стоя приветствуют учителя
Мотивационный момент
(2 минуты) Обозначает требования к обучающимся на данный урок. Мотивирует обучающихся Планируют совместную учебную деятельность с учителем и одноклассниками
Проверка домашнего задания
( 7 минут) - Какой отдел растений мы изучили на предыдущем уроке?
- Отметьте отличительные особенности Отдела Покрытосеменные в индивидуальных карточках:
1. Наличие семян –
2. Наличие цветка –
3.Наличие плода –
4. Вид опыления –
5.Форма жизни –
6.Особенность цветка -
(На выполнение 4 минуты)
- Назовите главные отличия растений из классов Однодольные и Двудольные
80 процентов всех растений отдела Покрытосеменные относятся к классу Двудольные. В ходе этого урока мы познакомимся с 5 семействами данного класса: Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные. - Отдел Покрытосеменные- 1. Да
2. Да
3. Да
4. Животными, ветром, водой или самоопыление
5. Деревья, кустарники и травы
6. Имеют околоцветник, тычинки, пестик. Семязачатки расположены в пестике
- Растения класса Двудольные имеют две семядоли, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, сложный околоцветник, запасные питательные вещества находятся в зародыше
Изучение нового материала 
(25 минут) Семейство РозоцветныеУчитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации
Показ слайдов сопровождается объяснением учителя.
В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Розоцветные”.
Основные признаки Характеристика семейства Розоцветные
- Общее количество видов;
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
- Соцветие
- Значение в жизни человека  
Семейство Бобовые, Крестоцветные и Пасленовые
Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации и рисунками 126, 127 и 128 учебника для заполнения таблиц в тетради
3.Семейство СложноцветныеДля изучения семейства учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах по карточке:
Изучите §25 учебника на стр. 136-137 «Семейство Сложноцветные».
Рассмотрите предложенные вам изображения на рисунке 129. Отметьте сходства и различия этих представителей семейства «Сложноцветные»
Пользуясь полученной информацией, заполните таблицу (план прилагается)
Учитель оценивает качество работы в группе по заполнению таблицы у доски (вызывая любого ученика). Просматривают слайды и заполняют таблицу
Основные признаки Характеристика семейства Розоцветные
- Количество
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
- Соцветие
- Значение в жизни человека - 3000;
- травы, кустарники и деревья;
5 чашелистиков, 5 лепестков, множество тычинок и пестиков
- яблоко, ягода,костянка, многокостянка, многоорешек - кисть
- в пищу (яблоня, слива, виноград), декоративные (роза); сорняки (лапчатка, манжетка).
Основные признаки Характеристика семейства Бобовые (Мотыльковые)
- Количество
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
- Соцветие
- Значение в жизни человека - 17000;
- травы, кустарники и деревья;
5 чашелистиков, 5 лепестков, 10 тычинок, 1 пестиков
- боб
- кисть
.- в пищу (горох, фасоль), корм животным (клевер, люцерна), декоративные (акация); медоносы (клевер, донник)Основные признаки Характеристика семейства Крестоцветные
- Количество
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
-Соцветие
- Значение в жизни человека - 3000;
- травы;
- 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок, 1 пестик
- стручок
- кисть
. - в пищу (капуста, репа), корм животным (брюква); сорняки (ярутка, сурепка).
Основные признаки Характеристика семейства Пасленовые
- Количество
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
-Соцветие
- Значение в жизни человека - 3000;
- травы, кустарники и деревья;
5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик;
- ягода, коробочка;
- кисть, одиночный цветок;
- в пищу (томат, картофель), декоративные (петуния), ядовитые (белена).
Основные признаки Характеристика семейства Сложноцветные
- Количество
- Жизненные формы
- Цветок
- Плод
-Соцветие
- Значение в жизни человека - 20000;
- травы, редко кустарники и деревья;
Чашечки недоразвиты, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик;
- семянка;
- корзинка;
- в пищу (подсолнечник), декоративные (астра, хризантема), лекарственные (календула).
Закрепление изученного материала
(5 минут) Сегодня мы познакомились с классом Двудольные растения. Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания (в каких областях своей жизни)?
На экране показывает по 5 растений класса Двудольные и оценивает по баллу за каждый правильный ответ:
А. К какому семейству относятся: черемуха, арахис, табак, редька, ромашка
Б. К какому семейству относятся: шиповник, клевер, баклажан, горчица, мать-и–мачеха
В. К какому семейству относятся: арбуз, акация, перец, репа, подсолнечник
Учащиеся отвечают на вопросы с места
Рефлексия 
(3 минуты) Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
- Что у меня сегодня лучше всего получилось?
- Чего я достиг?
-Что для меня было трудным?
- Довольны ли вы работой на уроке? Ученики отвечают на поставленные вопросы
Домашнее задание
(2 минуты) Комментирует домашнее задание:
- прочитать параграф 25;
- ответить на вопросы на странице 137;
- выучить таблицы с характеристикой семейств класса Двудольные по рабочей тетради;
- подготовить сообщения по любому из изученных семейств
Благодарит за урок. Записывают домашнее задание
 Благодарят учителя за урок.
Список литературы
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2016 г., 132-138 с.
Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., Биология 6 класс, Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г.
Рабочая программа ФГОС под редакцией Пономаревой И. Н. Биология, 5-9. М.:
«Вентана-Граф», 2012 г.