Мастер-класс «Рефлексия, как этап современного урока в условиях ФГОС»


Мастер-класс на тему
«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересная и полезная встреча.
- Перед вами лежат листы участника занятия с вопросами, будьте добры, оставьте свои отзывы. Каковы ваши ожидания от нашей сегодняшней встречи?
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
познакомить коллег с понятием рефлексия
дать представление о классификации рефлексии
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное занятие.
Актуализация мастер-класса.
За окном зима, а так хочется тепла и света. Хочу подарить вам эти маленькие солнышки, поделиться теплом и хорошим настроением. Пусть они напоминают нам о лете. Положите его на ладошку и послушайте одну притчу.
- Однажды поспорили Солнце и Ветер: кто из них сильнее, властнее. Долго спорили и решили, кто из них быстрее сорвет с путешественника плащ, тот и выиграет спор. Ветер начал дуть на человека изо всех сил. А человек сердился на ветер и только плотнее запахивал полы одежды. Как ни старался, ничего не смог Ветер поделать.
Тогда Солнце улыбнулось и стало ласково пригревать. Человек почувствовал солнечное тепло, обрадовался и стал постепенно расстегивать пуговицы, потом и вовсе снял плащ. Удивился Ветер.
Как вы думаете, что сказало Солнце Ветру?
-Видишь, - сказало Солнце сердитому Ветру, - добром и любовью можно сделать больше, чем злобой и гневом.
Слайд1Важно, чтобы на ваших уроках ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд 2 Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете? А что же такое рефлексия?
“Мои ожидания”:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 3 А как понимает рефлексию современная педагогика?
Рефлексия содержания мастер класса.
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.  (Таблица для слушателей).
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу. (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия      
Слайд4 Каково же место рефлексии в структуре урока? Рефлексия уместна на всех этапах урока и преследует следующие цели:
сравнить собственные способы деятельности с другими;
соединить общий опыт и осмыслить его;
уйти с урока с зафиксированным результатом.
Рефлексия - обязательное условие создания развивающей среды на уроке. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Слайд 5 
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Слайд 6,7
Рефлексия настроения и эмоционального состояния уместна в начале и в конце занятия. Самые простые способы: предложить выбрать смайлик, отражающий настроение, либо подчеркнуть настроение выбором цвета. (Выберите смайлик, отражающий ваше настроение, закрасьте один из них желтым карандашом)
В зависимости от возраста школьников, это могут быть, это может быть «Паровоз» с разноцветными вагонами, «Многоэтажный дом», «Лесенка успеха»,«Звездочки» и прочее.
Слайд 8. Рефлексия деятельности рекомендуется на уроках защиты проектов, при проверке домашнего задания, в конце урока. Уместны приемы «Дерево моего успеха», «Лесенка успеха», использование рефлексивных фраз:
Было интересно…
Меня удивило…
Материал урока мне был…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Могу похвалить своих одноклассников…
Слайд 9 Такие речевые клише, как:
Я узнал (а) …..
Я повторил (а) ….
Я научился (лась) ….
помогут учащимся оценить собственные достижения, увидеть свой рост.
Слайд 10
Следующий прием для подведения итогов учебного занятия будет интересен для школьников любого возраста. Прием «Ассоциация»: к каждой букве слова подбираются слова, ассоциирующиеся с данным понятием. (выполните задание на листе со словом урок).
Слайды11-18
Рефлексия содержания учебного материала рекомендовано на этапе изучения учебного материала. Приемы «Дерево целей», «Ступени познания», «Пятерочка», «Мишень» устная рефлексия при помощи фраз «Я не знал…», «Теперь я знаю, что…» или письменная при помощи карточки с определенными позициями.
Слайд 19 При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Слайд 20 Формы рефлексии
Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу)
Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя) Слайд 21 Способы обучения рефлексии:
Устное обсуждение.
Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
Письменное анкетирование.
Слайд 22 Цель развития рефлексии
 выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию;
развитие оценочной деятельности одноклассников;
выявление самооценки детей;
выделение детьми критериев оценки;
развитие умений оценивать по критериям;
выявление причин для преодоления имеющихся трудностей;
Слайд 23,24. В результате, мы приходим к выводу, что рефлексия оказывает решающее влияние на формирование универсальных учебных действий и приводит к положительным образовательным результатам.
Слайд 13 Итог мастер-класса.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Не зря мы сказали – главное в учении тепло и любовь к ребенку (беру солнышко).
Предлагаю ваши солнышки поместить на доску.
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Рефлексия мастер-класса.
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое! И среди зимнего дня мы вместе способны зажечь маленькое солнце любви и доброты. Спасибо вам!
А в ваших руках анкета “Моя оценка мероприятия”, которую я предлагаю заполнить.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.