Урок — игра в 10 классе по Дебаты по антикоррупции


МБОУ «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков»
Урок обществознания в 10 классе на тему:
Что такое коррупция и как с ней бороться?
(урок - дебаты)
Мусина Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
Тип урока: урок – игра (дебаты).
Цель: добиться основных задач антикоррупционного воспитания.
Задачи антикоррупционного воспитания:
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Основные понятия: коррупция, взяточничество, вымогательство, злоупотребление служебным положением.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Введение в тему.
Вступительное слово учителя
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией.
В Указе Президента РФ «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010/2011 годы» отмечено, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция, по-прежнему, серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов. Она препятствует национальной экономике, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности РФ. Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в РФ и мировом сообществе в целом.
III. Дебаты
Дебаты — это система формализованных дискуссий на актуальные темы, в которой команды “за” и “против” выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте.
Учащиеся заранее распределили роли и подготовились к заданной теме.
Распределение ролей:
Ведущий – учитель Скорнякова О.Н.
Таймкипер – 2 человека, ответственных за соблюдение регламента.
Спикеры команды «Утверждения» - группа из 3-х учащихся
Спикеры команды «Отрицания» - группа из 3-х учащихся
Судьи – 3-е учащихся.
Остальные учащиеся выступают зрителями, которые по окончании дебатов должны высказать собственное мнение.
Ход дебатов:
1 раунд
Выступление первых спикеров команд:
А) Первый спикер команды « Отрицания» приводит короткие тезисы, что коррупция всегда в России была и имеет свои исторические корни в глубокой древности.(Выступление не более 6 минут).
После выступления, второй спикер команды «Утверждения» задает вопросы оппоненту:
- О чем гласит ст.290 и ст.291 УК РФ и какова их цель?
- Для борьбы с коррупцией был создан МОО Комитет по борьбе с коррупцией, какова его деятельность?
(Ответы)
Б) Первый спикер команды «Утверждения» приводят короткие тезисы в защиту антикоррупционной политики в России.
После выступления, второй спикер команды «Отрицания» задает вопросы оппоненту:
- Почему на протяжении нескольких столетий в России не удалось победить коррупцию?
- Угрожает ли коррупция национальной безопасности страны?
(Ответы)
2 раунд
Выступление вторых спикеров команд:
А) Второй спикер команды « Отрицания» приводит аргументы (конкретные примеры), подтверждающие что коррупция всегда в России была и имеет свои исторические корни в глубокой древности.(Выступление не более 5 минут).
После выступления, первый спикер команды «Утверждения» задает вопрос оппоненту:
- Какое значение имеют законы, направленные на борьбу с теми лицами, которые дают и получают взятки?
(Ответ)
Б) Второй спикер команды «Утверждения» приводит аргументы (конкретные примеры) в защиту антикоррупционной политики в России.
После выступления, первый спикер команды «Отрицания» задает вопросы оппоненту:
- Нужно ли антикоррупционное воспитание?
(Ответы)
3 раунд
Третьи спикеры команд делают выводы.
Деятельность судей:
Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе дебатов. Сравнивают аргументацию команд и пытаются обосновать большую логичность, достоверность, объективность аргументов и контраргументов команд. Заполняют протокол.
Подведение итогов дебатов:
Слово судьям – объявление команды-победителя. Высказывания учащихся – зрителей. Завершающая речь учителя.
IV. Подведение итогов урока.
Вывод учителя о понятии коррупции: «Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».В завершении урока стихотворение о коррупции:
Нынче день международный,
День с коррупцией борьбы,
Пожелаем, чтоб с законом
Не было у вас тяжбы.
Чтоб коррупция исчезла
На планете насовсем,
Ну, взяточники стали
Помогать бесплатно всем.
Силы духа не теряйте,
И в себе борите страх,
Знайте, все наши победы —
В наших, и ничьих, руках.
Домашнее задание:
Написать эссе по выбранной цитате о коррупции:
1. Если процесс купли-продажи управляется законодательством, первое, что покупается и продается, - это сами законодатели.
Патрик О'Рурк2. Плохих политиков коррумпируют хорошие бизнесмены.
Джозеф Фок
3. Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды!
Люк де Вовенарг4. Государственный служащий: лицо, выбираемое народом, чтобы распределять взятки.
Марк Твен