Урок музыки в 8 классе на тему: «Танец сквозь века. Крымскотатарский народный танец — Хайтарма»


Разработка урока по музыке 8 класс
Тема урока «Танец сквозь века.
Крымскотатарский народный танец - Хайтарма»
Цель урока: Познакомить с музыкой крымскотатарского народа
Образовательная познакомить с народной и композиторской музыкой; крымскотатарского народа, в образовательной игре обобщить знания по русскому и крымскотатарскому фольклору;
Воспитательная (нравственная) – прививать уважение к культуре разных народов
Развивающая: развитие вокально – хоровых навыков, ритмических, сценических, творческих способностей.
Тип урока: углубление в тему
Оборудование:
1. наглядности к уроку
2. мультимедийный проектор
Ход урока
Всё в звуках музыкальных мнем знакомо
Я их воспринемаю, как слова
И чувство тепло родного дома
О, родные, мой Крым, ты - Хайтарма.
1.Организационный момент
2. Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с музыкой разных народов,
проживающих у нас в Крыму. Наш урок называется «Танец сквозь века, крымскотатарский народный танец - Хайтарма».
- Эпиграф нашего урока звучит так: (прочитать), как вы понимаете эти слова? (рассуждаем)
- Всё, что вы сказали ребята, верно, неважно какой ты религии, какой национальности, и на каком языке ты говоришь, главное быть хорошим человеком. Музыка не имеет границ, её язык понятен всем.
Слайд 1
Слово хайтарма переводится как возвращение, и связано с историей этого народа, который очень любит свою Родину несмотря на все невзгоды, которые пришлось им пережить в изгнании. В годы ВОВ 18 мая 1944 года весь крымскотатарский народ был депортирован (выслан из Крыма) и незаконно обвинён в предательстве.
(Смотрим фрагмент из х/ф «Хайтарма»)
-Но это не сломила их, они сумели сохранить свой язык, обычаи и культуру, и национальную одежду. Обратите внимания на наших исполнителей танца, они в национальной одежде. Может из присутствующих ребят этой национальности знают, как называются головные уборы?
(у девушек – фес, у юношей – халпах)
-На костюмах, как и у каждого народа есть свой орнамент и обязательно пояса.
Слово танец на крымско–татарском языке оюн, а песню называют на двухдиалектах: степныекр. татары (Черноморск) называют – йыр, южная сторона – тюркю, а частушки – чины. В одной из легенд рассказывается, что во время народного праздника, то есть гулянья, где девушки и парни состязались по чинам, между одним парнем и девушкой, в которую он был безумно влюблён, и которая его не замечала, возник спор на чин . Девушка тогда сказала, что если она проиграет в чинах ему, то выйдет за него замуж. Их спор длился два года, как вы думает, чем он закончился? (верно, свадьбой) Ну, а на свадьбах все любят танцевать «Хайтарму».
(звучит муз. сигнал для физминутки - разучиваем элементы танца «Хайтармы»)
Сообщения детей
Слайд 2- 22
(Слушание песни «Къалайлы къазан»)
Анализ: определение вида, характера, настроение
(вокальное, песенное и танцевальное, весёлое, шуточное, игривое, яркое)
Кроме народных песен, у этого народа есть и композиторские песни, одна из которых родилась вдали от Родины, её написал Эдип Асанов, слова тоже принадлежат ему.
Внимательно слушая её, постарайтесь понять, о чём она рассказывает?
(Слушание песни «Здравствуй, Крым!»)
(беседа): рассказывается о родном крае, о природе, о любви к родине, о том, как он тосковал и с радостными чувствами возвращался на родину. А сможем ли мы передать свою любовь к родине? Представив на миг, что мы долгое время находились вдали от родины и вот возвращаемся, а то, что мы будем чувствовать,мы постараетесь передать при разучивании песни, в которой тоже рассказывается о красоте, о любви к Родине, о дружбе, кто назовёт её?.
3. Вокально-хоровая работа над песней «Здравствуй, Крым!»
4. Рефлексия: (закрепление материала в образовательной игре)
1).С музыкой какого народа мы познакомились на уроке?
(крымскотатарский народ)
2).Как называется крымскотатарский народный танец? (Хайтарма)
3). Как называются у русского народа плясовые танцы?
(«Камаринская», «Калинка»)
4). С какой народной песней мы познакомились? («Къалайлы къазан»)
5). Какие русские народные песни вы ещё знаете?
(«Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла», «Светит месяц»)
6). Какой композитор написал песню о Крыме?
(Э. Асанов «Здравствуй, Крым!»)
7). Как на крымскотатарском языке называется песня? (тюркю, йыр)
8). Как называется танец? (оюн)
9) Какие разновидности танца хайтарма вы узнали? (чобан оюны, явлукъ оюны, хоран, эмирджелял,
5. Обобщение, оценивание
Д/З.творческое: узнайте больше и расскажите об обрядах, обычаях, культуре, истории крымскотатарского народа.