Статья Познавательное развитие активности учащихся на уроках технологии в рамках ФГОС ООО (5-8 кл.)


Тема: «Повышение познавательной активности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО»
Учитель технологии: Винникова В.Е., МБОУ СОШ № 22 им. Героя Советского Союза Г.Г. Шумейко Гулькевичский район, пос. Кубань
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»
А. Дистервенг, 1850 гС введением ФГОС ООО второго поколения предполагается смена парадигмы получения образования - от знаньевой, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Меняется роль учителя технологии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным.
Школьники должны овладеть анализом, синтезом, аргументированными доказательствами выдвинутых положений, проблемностью мышления, творческими навыками выхода из ситуации в условиях выбора, умения построения своей проектной деятельности.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: составлять технологические описания и характеристики исследуемых объектов, определять направления своей деятельности, применять оборудование и инструменты в проведении практических заданий, определять качественные характеристики проецируемых объектов, исследовать поставленные проблемы и находить пути их решения, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса "Технология" основной школы требует с 5 класса строить обучение по технологии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения технологии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.  В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.
Поэтому, для меня обозначился очень важный вопрос: как вызвать интерес к своему предмету, раскрыть способности учащихся и создать условия для их самореализации и саморазвития. По мнению многих коллег, к мнению которых я присоединяюсь, основу современного урока технологии должна составлять активная деятельность самих учащихся.
В современных условиях применение новых технологий обучения способствует дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.  В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.  Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.  Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. 
Следующим этапом познавательной активности является мотивация учения.
«Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной». Э.М. Браверман.
Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Прием «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Пример1. Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий». Кулинария. (6 класс)
Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства подкидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным.
Пример 2. Конструирование и моделирование (7 класс) Тема: «Поясное изделие. Юбка».
Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы - на грязную, рабочую.
Пример 3. Кулинария. Тема: «Блюда из яиц». (5 класс) Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Прием «Отсроченная загадка».
Пример. Тема: «Блюда из молока». (6 кл.)
Загадку озвучиваю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!
Прием «Лови ошибку».
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.
Прием «Практичность теории».
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример 1 Тема: «Ткани из искусственных волокон». (6 кл.)
Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2: Тема: «Витамины». (5 класс). - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.  Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. 
Ещё одной важной составляющей познавательной активности является проблемное обучение.
« … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг…» К.Д. Ушинский.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:
Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
Умение учителя создавать проблемную ситуацию;
Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.
Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителем;
- анализ проблемной ситуации;
- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы; проверка правильности решения;
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках: 1. Постановка проблемного вопроса.
2.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
3.Аналитический способ.
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.
Так, при изучении раздела «Материаловедение» учащиеся из рассказа учителя узнают, что волокна разных материалов при горении и намокании обнаруживают различные свойства.
Формулируется проблемная задача, решаемая с помощью лабораторной работы «Определение свойств материалов»
4.Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.
Например: Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.
Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…
Как связаны эти 2 факта?
(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)
5.Прием научного спора. На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данном споре является судьей.
6.Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко формулирование ее и аргументирование ее решение.
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое «личное» мнение по данному вопросу.
При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Перечислим факторы, которые влияют на познавательную активность учащихся. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности выделяют творческий характер учебно-познавательной деятельности, который сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. 
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. 
Очень помогают в организации урока наличие тетрадей по технологии, где также предлагается много занимательных, познавательных и творческих заданий. Немаловажный факт использования их на уроке, что — это ещё и экономия времени.
Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
составление кроссвордов;
сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо объекте;
выполнение рисунков;
изготовление аппликаций из различных видов ткани
составление рассказа с технологическими ошибками;
составление тестов, опорных схем и конспектов;
сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов
выполнение практических заданий, мини-проектов и т.д.
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.
Применение ИКТ на уроках технологии-- одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии.
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». К.Д. Ушинский
Наглядность легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя технологии.
Использование в процессе обучения компьютерных технологий:
- способствует эффективному усвоению учебного материала;
- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;
- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;
- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.
В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:
- возможность использования на различных этапах урока;
- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
-детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Данное в утверждение мне легко было проверить особенно тогда, когда я стала использовать компьютер и мультимедиа-проектор в своей деятельности с января 2015г. Ранее не было такой возможности в кабинете технологии.
Приведу лишь некоторые примеры работы с ИКТ.
Урок в 6 классе, раздел « Рукоделие».
После определения темы я предлагаю уч-ся посмотреть красивые кадры и послушать красивую музыку. А после просмотра ответить на вопросы, которые учащиеся видят также на слайдах.
Урок в 6 классе, по теме «Машиноведение»
Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах показываю вопросы, которые затем озвучиваю. В конце презентации вопросы для закрепления.
Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.
Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов технологии.
Например, обобщающий урок по теме: «Конструирование и моделирование». В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы «Моделирование фартука», «Моделирование плечевого изделия», «Моделирование поясного изделия».
В своей практике я также применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.
Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Использование ИКТ на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.
С использованием информационных технологий, на уроках технологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся. Таким образом, новый курс технологии в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности и традиционности. Очень хочется, чтобы со временем в нашей школе появилась бы своя мастерская, новые швейные машинки, персональные компьютеры, что, несомненно, положительно повлияло бы на технологическое образование учащихся, способствовало бы более интенсивному их развитию.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.
Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.
Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.
В своей работе использую следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)
б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задача: Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца? -
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача. Рассмотрим образец ткани.
Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.
-Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,
перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.
Технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У ребят в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к предмету.
Итак, формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.  Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.  Также я не забываю применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления провожу физминутки, кроме того определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.
Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании.