Рабочая программа элективного курса по физике От механики к ядерной физике


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №90»
Рабочая программа дополнительного курса
по физике
«От механики к ядерной физике»
11 класс
(физико-математический модуль)
Составитель:
Е.И. Миронова
учитель физики
МБОУ «СОШ №90»
Северск - 2014
Цели и задачи курса:
Цель – изучить темы, не входящие в программу изучения предмета в курсе средней школы, научить учащихся решать комбинированные задачи.
Задачи:
закрепить и расширить знания учащихся по темам: «Механика», «Молекулярная физика. Тепловые явления», «Основы электродинамики», «Колебания и волны», «Оптика», «Квантовая физика»
научить решать сложные и комбинированные задачи;
активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
научить применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях.
Требования к уровню содержания дисциплины:
Учащиеся должны:
Знать /понимать:
важнейшие физические понятия: скорость, ускорение, путь, координата тела, график скорости, график движения, период и частота обращения, сила, импульс тела, всемирное тяготение, центр тяжести, центр масс, реактивное движение, энергия (потенциальная и кинетическая), момент сил, температура, поверхностное натяжение, количество теплоты, изопроцессы, поверхностное натяжение, капиллярность, давление газа, тепловой двигатель, электрическое поле, напряжённость, потенциал, электроёмкость, энергия заряженного конденсатора, электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, электродвижущая сила, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитная волна, фотоэффект, фотон, лазер, атом и атомное ядро, ядерная реакция. основные законы: законы равномерного и равноускоренного движения, законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Бернулли, закон сохранения полной механической энергии, закон Ома, закон электромагнитной индукции, законы термодинамики, закон Дальтона, закон радиоактивного распада.
основные формулы: скорости, ускорения, пути, координаты тела, периода и частоты обращения, импульса тела, потенциальной и кинетической энергий, момента силы, силы тока, напряжения, ЭДС, силы тяжести, силы упругости, силы трения, силы всемирного тяготения, абсолютной температуры, фотоэффекта, давления света. Уметь:
решать качественные и количественные задачи; задачи на соответствие различных физических понятий.
строить графики зависимости кинематических величин от времени; графики изопроцессов,
читать и анализировать графики;
делать к задачам пояснительные рисунки.
Обладать базовыми компетенциями, т. е. умениями использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
для определения возможности протекания физических явлений и процессов в различных условиях и оценки их последствий;
для безопасной работы с физическими приборами и оборудованием.
2.4. Обладать ключевыми компетенциями:
2.4.1 Познавательные:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
2.4.2. Информационно-коммуникативные:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
2.4.3. Рефлексивные:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Обладать специальными компетенциями:
давать характеристику изучаемым понятиям и величинам
выявлять связи и зависимости между величинами
Объём и виды учебной работы:
№ Вид учебной деятельности Количество часов
Общая трудоёмкость дисциплины
58 часов
Аудиторные занятия 58 часов
1. Изучение теоретического материала. 22 часа
2. Практикумы по решению задач. 30 часов
3. Контроль знаний. 6 часов
Содержание дисциплины.
4.1 Тематическое планирование.
№ Тема занятия Форма занятия
Механика (10 часов).
1/1 Повторение теории по темам «Кинематика», «Динамика и статика». Лекция
2/2 Преобразования Галилея. Лекция
3/3 Центр тяжести. Центр масс. Лекция
4/4 Повторение теории по темам «Законы сохранения в механике» и «Жидкости и газы». Лекция
5/5 Зависимость давления жидкости от скорости её течения. Закон Бернулли. Практическое использование зависимости давления от скорости потока. Лекция
6/6 Понятие о подъёмной силе, действующей на крыло самолёта и силе тяги винта. Лекция
7/7– 9/9 Решение задач. Практикум
10/10 Контрольный тест. Тест
Молекулярная физика. Тепловые явления (10 часов).
11/1 Повторение теории по теме «Основы МКТ», «Основы термодинамики». Лекция
12/2 Закон Дальтона. Лекция
13/3 Поверхностное натяжение. Лекция
14/4 Капиллярность. Капиллярные явления в быту и технике. Лекция
15/5 Особенности расширения твёрдых тел и жидкостей при нагревании. Лекция
16/6– 17/9 Решение задач. Практикум
18/10 Контрольный тест. Тест
Основы электродинамики (8 часов).
19/1 Повторение темы «Электростатика. Законы постоянного тока», «Ток в различных средах». Лекция
20/2 Правила Кирхгофа. Лекция
21/3 Преобразование треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду и наоборот. Лекция
22/4 -25/7 Решение задач. Практикум
26/8 Контрольный тест. Тест
Колебания и волны (6 часа).
27/1 Сложение колебаний одного направления и взаимно перпендикулярных направлений. Лекция
28/2 Понятие о параметрических колебаниях и автоколебаниях. Лекция
29/3 Понятие о групповой скорости волн и волновом пакете. Лекция
30/4 - 32/6 Решение задач. Практикум
Оптика (10 часа).
33/1 Принцип Ферма. Сферические зеркала. Лекция
34/2 Формула сферического зеркала. Лекция
35/3 Построение изображений в сферическом зеркале. Лекция
36/4 – 39/9 Решение задач. Практикум
40/10 Контрольный тест. Тест
Квантовая физика (4 часа)
41/1 Эффект Комптона. Лекция
42/2 Давление света. Лекция
43/3 – 44/4 Решение задач. Практикум
Итоговое повторение (10 часов)
45/1- 48/8 Решение задач по всем темам. Практикум
49/9 Итоговый тест Тест
50/10 Итоговый тест Тест
4.2 Общее содержание курса.
Тема 1. Механика.
Равномерное движение, равнопеременное движение, движение по окружности.
Законы Ньютона, импульс тела, закон сохранения импульса, энергия, закон сохранения энергии, Закон Гука, статика.
Тема 2. Молекулярная физика. Тепловые явления.
Основное уравнение МКТ, изопроцессы, температура и тепловое равновесие, поверхностное натяжение, капиллярность, законы термодинамики.
Тема 3. Основы электродинамики.
Напряжённость электрического поля, принцип суперпозиции полей, последовательное и параллельное соединение проводников, закон Ома, правила Киргофа, магнитное поле, электромагнитная индукция, ток в различных средах.
Тема 4. Колебания и волны.
Механические и электромагнитные колебания, механические и электромагнитные волны.
Тема 5. Оптика.
Геометрическая оптика, линзы, волновая оптика, основные понятия и положения специальной теории относительности.
Тема 6. Квантовая физика.
Формула Планка, масса и импульс фотона, фотоэффект и его законы, радиоактивность, ядерные реакции.
4.3 Виды самостоятельной работы.
Выполнение домашних работ по решению задач.
Учебно-методическое обеспечение.
Программные документы:
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике / Сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2001.
Учебно-методическая литература:
Лёзина Н. В., Левашов А. М. Физика: Многоуровневые задачи с ответами и решениями. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Законы, формулы, задачи физики. Справочник. Гофман Ю. К., К., «Наук. думка», 1977.
Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по физике: 2001 – 2015 годы.
Л.С.Жданов, В.А.Маранджян Курс физики. – М: Изд. «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1966.
Литература для учащихся:
Физика. Интенсивный курс подготовки к экзамену. Основные методы решения задач.- 3-е издание., - М.: Айрис-пресс, 2005.
Ильин в. Г., Минасян Л. А., Солдатов Л. А. Как сдать ЕГЭ по физике на 100 баллов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Теория. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс».
Дидактические материалы, тесты, задачники:
Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидкт. Материал / О.Ф. Кабардин, С.И.Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Просвещение, 1995.
Фадеева А.А. Тесты. Физика. 7 – 11 классы. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «фирма «Издательство АСТ», 1999.
Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И., Сергеев А.В. Контрольные и проверочные работы по физике. – М.: «Аквариум», 1997.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7 – 11 классы: Учебно-метод. Пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
5.5. Интернет - ресурсы:
http://class-fizika.narod.ruhttp://www.education.ssti.ru/InternetUrok.ru6. Материально-техническое обеспечение.
Специализированный кабинет физики.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
7. Методические рекомендации,
Данный курс направлен на изучение тем, не входящих в программу изучения предмета в курсе средней школы, на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, на расширение их кругозора, на отработку навыков решения комбинированных задач. При изучении курса физики на решение задач остаётся не так уж много времени. Известно, что на первых порах ребята решают предложенную им задачу путём сравнения её с уже решённой, т. е. по образцу. Далее, по мере приобретения навыка решения, они начинают широко пользоваться такими мыслительными операциями, как обобщение, классификация, систематизация и др. Однако это удаётся не всегда и не каждому, основная часть учащихся останавливается на первом уровне сравнения. Одна из причин такой «задержки» - нехватка времени и, следовательно, недостаточное внимание к систематизации физических задач. Данный курс позволяет учащимся проявлять самостоятельность при решении задач, при выборе уровня сложности задачи в соответствии с их знаниями, возможностями и навыками. Также данный курс помогает учащимся повторить материал, изученный в течение всех лет обучения физике и натренироваться на решении комбинированных задач. Критерием, позволяющим и педагогу и самому ученику оценить успехи, является сложность решаемых задач и тестов.