Подход к переподготовке педагогических кадров в контексте профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»


Ищенко О.А.
Подход к переподготовке педагогических кадров в контексте профессионального стандарта
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный
промышленно - экономический колледж», г. Воронеж
e-mail: vgpek@vgpek.ruПрофессиональные стандарты - документы нового типа, идущие на смену Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» является разновидностью такого документа и вводится в действие с 2017 года. Он утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 года. Позже в данный приказ Минтруд России внес изменения о сроках введения документа в действие. [1].
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» адресован, прежде всего, руководителям, исполняющим функции и полномочия работодателя в бразовательном учреждении. Вместе с тем он предъявляет определенные требования к трудовым функциям и педагогическим деятельностям преподавателей СПО, мастеров производственного обучения, методистов. Эти требования согласуются с квалификационными требованиями в области требуемого образования, стажа работы и общей компетентности, в том числе профессиональной, информационной, правовой, коммуникативной.
Современные подходы к кадровой политике и образованию (в том числе и повышение квалификации) в информационном обществе в корне отличаются от тех, которые имели место в индустриальном обществе. Новые требования к системе образования вызваны изменением характера и организации труды в условиях информатизации общества и изменения типа экономики
Образовательная сфера в передовых по экономическому уровню развития странах является важным фактором экономического роста. По выводам Консультативного комитета промышленных исследований комиссии Европейского Союза, каждая единица затрат на образование дает экономический эффект на уровне 1,7 – 1,9 единиц выработанного валового внутреннего продукта (ВВП). Отсюда особенная актуальность развития системы непрерывного профессионального образования . [3, c.53].
В основе модели системы многоуровневого непрерывного профессионального образования лежит системный подход, а именно необходимость перестройки всех составляющих взаимосвязанных систем: целей образования, ее содержания, форм и средств, деятельности как тех, кто учит (педагогов), так и тех, кто учится. Структура многоуровневого непрерывного профессионального образования в целом должна быть крупной единственной системой, в которую входят взаимоувязанные, но автономные подсистемы. Можно выделить 2 стадии (степени) образования, профессиональное образование, и повышение квалификации. Все работники должны пройти обе образовательных ступени
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [4, c.18].Успешная реализация государственной программы развития образования всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования.
Система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания и новых навыков. Именно поэтому данная система, в известной мере, несёт ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам.
Индивидуальная программа профессионального роста педагогического работника - это документ, определяющий индивидуальную траекторию профессионального развития каждого педагогического работника. Индивидуальная программа разрабатывается педагогом на основе индивидуальной карты достижений в профессиональной деятельности в контексте требований типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников. Индивидуальная программа профессионального роста педагогического работника - это один из механизмов реализации идей накопительной системы повышения квалификации. Другой механизм реализации данной системы - портфолио педагогического работника, содержание которого подтверждает реализацию индивидуальной программы профессионального роста.
Формами реализации индивидуальной программы профессионального роста педагогического работника могут быть - курсовая подготовка в организациях образования, имеющих лицензию на право осуществления переподготовки и повышения квалификации; межкурсовая работа, под руководством научного руководителя /тьютора организаций образования и сопровождаемая тьютором методического кабинета, научно-методическая работа в рамках после дипломного образования.
Профессиональная педагогическая деятельность является синтетической по своей сущности. Это проявляется в интеграции ее инвариантных и вариативных признаков. Инвариантным признаком профессиональной педагогической деятельности является то, что она выполняется в рамках профессии из группы «человек - человек». Однако специализация субъектов профессиональной педагогической деятельности в рамках их специальности (преподаватель профессионального цикла, преподаватель информатики, преподаватель биологии, и т.п.) обусловливает ее вариативную специфику.
Модернизация системы образования России требует повышения профессионализма преподавателей СПО. Концепция профессиональной подготовки специалистов не всегда идет в ногу со временем. Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов, без критического осмысления своего опыта работы, своих устоявшихся, но уже не работающих на разрешение современных проблем установок и стереотипов. Личностно ориентированное обучение. Это — одно из новых и перспективных направлений в педагогике, находящееся в стадии становления. Чтобы оно было сформировано полностью, должны быть четко определены его цели, задачи, особенности, дидактические принципы, технологии. В качестве основных приоритетов выбраны: развитие личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной деятельности.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. [5, c.4]. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества, и перехода на профессиональные стандарты.
Литература:
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.
Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.5. Галченко О. В., Ченцова И. В. Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — с. 6-8.