Статья Критическое мышление учащихся как философия мышления: опыт сертифицированного учителя.


Критическое мышление учащихся как философия мышления: опыт сертифицированного учителя.
Недостаточно иметь хороший ум,
главное - правильно его использовать.
Рене Декарт.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане.
Оно является дисциплинарным подходом к осмыслению, оценке, анализу и синтезу и информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Процесс критического мышления включает в себя:
- сбор релевантной информации;
- оценку и критический анализ доказательств;
- обоснованные выводы и обобщения;
- пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Критическое мышление может включать признание неустановленных предположений, ценностей и проблем, а также – обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач.
Критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако, основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.
Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. К навыкам критического мышления относятся:
- наблюдение;
- анализ;
- вывод;
- интерпретация.
К характерным особенностям критического мышления:
Рациональность: стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и отчет любых доказательств; опора на причину, а не эмоции.
Непредубежденность: оценка всех выводов; рассмотрение и признание множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.
Суждение: признание степени и значения доказательств; признание уместности и достоинства альтернативных предположений и перспектив.
Дисциплина: стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим.
Самосознание: осознание субъективности собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив.
При планировании своих уроков я решила более глубже ознакомиться с методикой данной технологии и постараться внедрить в свою педагогическую практику. Задания к урокам стараюсь подбирать, во-первых, с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая их способности и возможности, во-вторых, в которых можно проследить все стадии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.
На стадии вызова на моих уроках присутствуют следующие стратегии: кластеры, кроссворды, ассоциации, «Мозговой штурм». Здесь я предлагаю загадки на определенную тему. При выполнении этих заданий появляется ключевое слово, которое является названием темы урока. Загадки подбираю такие, что в них уже звучал проблемный вопрос: «Почему…..?», «Как……?», «Зачем…..?», которые являются вопросами высокого порядка. Такие вопросы требуют от учащихся умение расширять, оценивать и анализировать информацию, опираясь на приведенные примеры из жизни. Чтобы ответить на такие вопросы, учащиеся показывают те знания, которые получили ранее и стараются примерами из жизни подтвердить сказанное, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотели получить ответ. Это способствует развитию речи, помогает в логической последовательности высказывать свои мысли. Вопросы высокого порядка я предлагаю для того, чтобы предоставить ученикам возможность развивать и расширять свое мышление. Выслушивая их ответы, я стараюсь акцентировать внимание учащихся на важных фактах. Обобщая, учащиеся дают полные содержательные ответы.
Используя имеющиеся знания, учащиеся без труда заполняют ячейки кластера, отвечая на поставленный вопрос. Во время такой работы я заметила, что совместная беседа приносит большую пользу, а именно, позволяет учащимся выражать понимание темы, помогает осознавать, что у всех у них разные идеи, мысли, содействует аргументированию своих идей, помогает мне, как учителю, понять, на какой стадии находятся учащиеся в процессе обучения. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
На стадии осмысления на своих уроках я использую стратегию «INSERT» (чтение с пометками). Эта работа направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На уроках литературного чтения и познания мира я предлагаю учащимся на этапе осмысления чтение текста с остановкой. Дети работают со знакомым текстом, который заранее был поделен на части, к каждой из них уже сформулированы вопросы (простые факты, воспроизведение информации) , уточняющие, объясняющие (почему?), творческие. На этих уроках при изучении нового материала я ставлю вопросы высокого порядка перед учащимися до начала прочтения текста. На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записывают интересующие их вопросы в таблицу. Все, что учащиеся знали ранее, записывают в столбик «ЗНАЮ» для общего внимания и корректировки и без оценивания. После прочтения текста я предлагаю записать в столбик «УЗНАЛ» те факты, о которых учащиеся не слышали, но, работая с текстом, узнали. Эта работа позволяет расширить кругозор, осмыслить полученную информацию. После выполнения этой работы группы делятся своими новшествами, отвечают на вопросы, данные в конце текста, сравнивают ответы своей группы с ответами других групп, проводят анализ своих знаний со сведениями, приведенными в тексте. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка, т.е. ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме. При обобщении я предлагаю стратегию «Взаимоопрос», при котором учащиеся выступают в роли ученика и учителя, ставят открытые и закрытые вопросы. Данная работа в парах дала возможность слабо мотивированным учащимся развивать умение задавать вопросы высокого порядка и дать полный ответ. Делаю вывод для себя, что ребятам нравится такая работа. При проведении практических работ по познанию мира я использую исследовательские беседы. Во время такой работы каждый ребенок предлагает информацию, высказывает итоги своих наблюдений, задают друг другу вопросы, сравнивают свои результаты проведенных опытов с результатами участников других групп, анализируют, обобщают, делают выводы и приходят к единому мнению. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу использую работа в группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное понимание, обмениваются мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание, а именно, думают вместе, размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. Таким образом, на стадии осмысления, когда учащиеся вступают в контакт с новой информацией, читая текст, они учатся отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, какие ориентиры помогли ему в этом. Такому самоанализу я стараюсь обучать детей. Дальнейшая обработка и закрепление знаний происходит в других формах работы: парной, групповой и индивидуальной работах. В групповой работе присутствуют два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями, причем, личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Следует признать, что учащиеся не сразу поняли и прониклись идеями новой технологии. Они привыкли традиционно получать знания из объяснений учителя. Но постепенно они стали проявлять интерес к этой работе. Ученики берут на себя ответственность за собственное обучение.
На стадии рефлексии очень часто использую метод «Свободное письмо», «Авторский стул». В течение нескольких минут учащиеся пытаются отразить в эссе собственные мысли по изученному материалу. Предлагаю учащимся творческую работу, чтобы отразить в ней применение полученных знаний, умений и навыков. Каждая группа, используя дополнительные ресурсы, создает мини-проекты, которые способствуют развитию творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического вкуса. Также на рефлексии я использую игры «Как вы думаете…..?», «Верно – неверно», которые позволяют мне увидеть, насколько усвоен новый материал.
Таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Я стараюсь способствовать формированию личности, способной к непрерывному обучению и самообразованию. Главной целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, приведет к следующим результатам, а именно: к высокой мотивации учащихся, к возрастанию мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; к развитию способностей самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; к развитию способностей передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; к развитию умений анализировать полученную информацию.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках активизирует мышление учащихся, побуждает участвовать в обсуждении, позволяет стимулировать личное преобразование, развивает умение делать рефлексию на уже имеющихся убеждениях, а также на новой информации, уважительно реагировать на различные мнения, развивает умения задавать свои собственные вопросы, формулировать и выражать собственные мнения, думать критически и гибко.
Я, как учитель, наблюдая за учащимися и сравнивая их работу на первом и четвертом уроках, сделала для себя вывод:
- учащиеся стали лучше работать в группе и парах, что позволило им распределять обязанности между членами в группе, выявлять лидерские качества;
- четко и ясно учатся задавать вопросы по прочитанному новому материалу;
- учатся анализировать свою работу, смелее высказывать свои мысли, делать выводы, подтверждая примерами из жизни.
В связи с этим, речь стала более насыщенной, обогатился словарный запас. Данная технология способствует развитию мыслительных навыков.
Раньше, когда я планировала уроки, больше внимания уделяла информации, которую сама готовила, подбирала и на основе этой информации строилась дальнейшая практическая работа. А сейчас планирую уроки так, чтобы в них отражались методы критического мышления: использование вопросов низкого и высокого порядка, заполнение таблицы «ЗУХ», использование кластера, написание эссе и многое другое. Используя стратегии и приемы критического мышления на своих уроках, я увидела продуктивность работы учащихся. Ведь в процессе выполнения этих заданий по этим методам достигаются такие цели, как умение выражать свои мысли ясно, уверенно; умение работать и сотрудничать в группе, умение вырабатывать собственное мнение на основе полученных знаний, способность заниматься своим обучением самостоятельно. Я не могу утверждать, что все поставленные мною цели достигнуты на все 100%, но я с уверенностью могу сказать, что увидела сдвиг в процессе урока. У учащихся появился живой интерес к предмету. Применяя на своих уроках технологию критического мышления, я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли украсить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе с различными источниками информации. Основная особенность критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выполнять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развивать речь и обогатить учащихся общением и размышлением. Наша задача – научить ребенка грамотно владеть речью, развивать наличие пространственного мышления, на всех уроках систематически развивать мышление, исследовать и развивать творческие таланты. Критическое мышление дает возможность ребенку познать окружающий его мир, оперировать полученными знаниями, основанными на примерах из жизни и является активной функцией интеллекта.
Использование технологии «Критическое мышление» на своих уроках, на мой взгляд, является важным шагом и наиболее актуальным на сегодняшний день. Благодаря активному внедрению этой технологии в процесс обучения мы достигнем главного – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Подводя итог своих уроков, я с уверенностью могу сказать, что на уроке основной являлась деятельность учащихся, а учитель исполняет функции координатора деятельности обучаемых. В дальнейшем я и мои учащиеся продолжим отрабатывать навык четко формулировать цели и задачи предстоящей работы, принимать совместное решение проблем.
Использованная литература
Руководство для учителя, 2012, с. 154-155.
РКМЧП («школьное» «критическое мышление»)
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — (Толерантность: объединяем усилия). — Т. 1. / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова. — 239 с.: табл.