Конспект урока окружающего мира на тему Растение — живое существо (1 класс ОС Школа2 100)


Конспект урока окружающего мира в 11 классев рамках Федерального государственного образовательного стандартаУМК « Школа 2100 »
учителя начальных классов
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №38
с углубленным изучением отдельных предметов»
Юрьевой Нины Ивановны
Тема: Растение-живое существо
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: деятельностная.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Метапредметные:
РУУД: 1) учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
2) принимать и сохранять учебную задачу;
ПУУД: 1)проводить сравнение по заданным критериям;
2) строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3) устанавливать аналогии;
КУУД: 1) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2) задавать вопросы;
3) контролировать действия партнера;
Предметные:
1)выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам;
2) доказывать, что растение-это живое существо.
Цель: - познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо;
с условиями , необходимыми для жизни растений.
Основные понятия: природа живая, неживая, признаки живой природы: растет, дышит, питается, размножается.Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Ресурсы: Книгопечатная продукция: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский «Окружающий мир», Рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Технические средства обучения: компьютер, доска Smart/
Экранно-звуковые пособия: презентация «Растение-живое существо»
Место урока в разделе: 3урок в разделе «Живые обитатели планеты».
Оборудование: иллюстрации, рабочие листы, фломастеры, презентация.
ЭтапурокаЦель этапаДеятельностьучителяДеятельность учащихсяРезультат, универсальные учебные действия1. Организационный момент Создание ситуации готовности к уроку. Управление готовности к уроку.
- Молодцы все, кто ожидает начала урока, не отвлекается, сидит правильно, рабочее место аккуратное. Оценивают готовность к уроку по алгоритму:
1.Сяду правильно.
2.Проверю, все ли принадлежности на своих местах.
3. Готов ли слушать учителя. Готовность к работе на уроке. Оценка готовности.
2. Актуализация знаний Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. Отгадайте загадки:
Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячи солнца белые лучи.(Ромашка.)
На зеленом шнурочкеБелые звоночки.(Ландыш.)
Весной вырастают,Осенью опадают.(Листья.)
Нет грибов дружней, чем эти, -Знают взрослые и дети, -На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу.(Опята.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза.)
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
Ах, не трогайте меня!Обожгу и без огня.(Крапива.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(Дерево.) Читают ключевое слово: растение. Актуализация знаний, необходимых для понимания темы: «Растение-живое существо»
3. Постановка цели урока Посмотрите на ромашку. Вы согласны с этим высказыванием.? Обоснуйте свою позицию.
Как же все-таки доказать, что растение- живое существо?
Изучить особенности растений и выявить такие свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам, т. е. Доказать, что растение-это живое существо.
На доске располагаю изображение ромашки. В центре надпись: «Растение-живое существо» . На лепестках - знак вопроса. Количество лепестков соответствует количеству признаков, характеризующих растение как живое существо.
Ответы детей располагаю рядом с лепестками.
«Может быть, но недостаточно»
- Кристаллы тоже растут.
- Звезды рождаются и умирают.
Вы правильно говорите, но остались лепестки со знаком вопроса, а ваши доказательства вызывают сомнения и их явно недостаточно.
Выслушиваю ответы детей и записываю цель исследования
Что нам нужно доказать на уроке?
Что мы должны изучить на уроке?
В ходе изучения, что мы должны выявить у растений? Растение растет.
Растение размножается.
Растение умирает.
Нам нужно доказать, что растение – живое существо
Изучить особенности растений.
Выявить свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам.
Называют знакомые им признаки.

4.Исследование в малых группах. Для того, чтобы доказать, что растение — это живое существо проведем исследования в группах.
Работая в группах рассмотрите рисунок и прочитайте текст. Выделите и запишите в рабочем листке одну из особенностей растений, которая характеризует его как живое существо.
(Приложение.
Карточки с заданиями.)Каждой группе предлагаю «помощник ответа»:
1.Мы прочитали о___________
2. Оказывается,________
3.У некоторых растений
___________, а у других ______.
4. Мы сделали заключение: Доказывают, что растение – живое существо.
Каждая группа выделяет и записывает одну из особенностей растений, которая характеризует, что растение- это живое существо.
5ФизминуткаА сейчас мы немного поиграем и отдохнем.
Развиваем внимание ребят. Каждому из вас я раздала картинки и буду задавать вопросы. Встать должны те чья картинка будет подходить под ответ на мой вопрос по всем признакам. Давайте попробуем.
- Живая природа. (Заяц,комар, береза, роза,птица.)
-Неживая природа. (камни,вода,звезда,кристаллы,горы)
А сейчас усложним задачу. Живая природа, летает. ( Гуси, утки, комары, пчелы. )Неживая природа, течет, льется. (Вода,капли дождя)
Живая природа, передвигается на двух конечностях.
Неживая природа, освещает.
Живая природа,обитает в лесу.
И еще раз повторим. Встают те ребята , у которых на карточках слова такие как на шарах.
Встают ребята, у которых картинки с живой природой
Встают ребята, у которых картинки с неживой природой.
Встают дети с картинками птиц, летающих насекомых.
(Вода, капли дождя.)
(Люди и животные.)
(Солнце, луна, звезды.)
(Животные, насекомые.) 6.Обмен информацией и ее организацияСпланировать представления результатов каждой группы. Рабочие листы с ответами располагаю вокруг лепестков ромашки. Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
7.Связывание информации, обобщение. Давайте сравним свойства растений, выделенные вами , с тем, что записано на лепестках. Все ли вы факты обнаружили?
Соедините лепестки со свойствами. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению 8.Применение. Мы доказали, что растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению.
Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?
Растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению.
9. Самостоятельное применение новых знаний. Сравнить собственные выводы с выводом в учебнике. Учебник стр. 46-48
Рабочая тетрадь стр. 58 №2 Неживые предметы- это камни, реки, горы, озера, автомобили, самолеты….
Живые организмы – это цветок, собака, гриб и стрекоза.
Вывод:
Растение живое существо, так как оно растет, питается, дышит, размножается, двигается, умирает.
10. Рефлексия На доске появляется изображение дерева. Мы доказали, что растение- живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?
Свет, вода, тепло, воздух, почва. Для жизни растениям необходимо:
свет, вода, тепло, воздух, почва.
И бережное отношение со стороны человека.
Приложение:
«Помощник ответа»
Мы прочитали о ________________________________
Оказывается, ___________________________________
У некоторых растений ___________________________,
а у других
Мы сделали заключение:_________________________
Рабочий лист № 1
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
_____________________________________________________
Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнух) А лепестки многих цветков могут раскрываться и закрываться в течении суток


Рабочий лист № 2
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
________________________________________________
В процессе роста растение развивается.
Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются |листья, потом цветок и плод с семенами.
В процессе развития растения можно наблюдать появление всех его частей.
Рабочий лист № 3
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу
отверствия.|
Эти отверстия называют устьицами.
С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.