Физика в моей будущей профессии

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
Баянова Гульнара Раисовна
МОБУ СОШ №1 им.М.Абдуллина с. Киргиз-Мияки РБ
(Слайд1) Известно, что программы по физике предусматривают формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Требования направлены на освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, знаниями и умениями, которые необходимы в повседневной жизни, позволяют ориентироваться в окружающем мире, и являются значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья. (СЛАЙД 2) На развитие личности и ее адаптации в современном мире новым стандартом образования добавлено время для внеурочной деятельности, одним из путей достижения хороших результатов которой получил метод проектно-исследовательской деятельности. Именно этот метод содействует выявлению и формированию компетенции учеников в зависимости от личных способностей и интересов.
(Слайд 3) В нашей школе уже 10 лет на должном уровне ведется предпрофильная и профильная подготовка учащихся, в рамках которой проводится ряд экскурсий на предприятия района. Бывая со школьниками на экскурсиях, я заметила, что ребята задают много вопросов технического характера, интересуются устройствами, их функциями. Тут возникло предложение разработать совместно с учащимися физико-математического класса программу элективного курса, который бы интеллектуально и профессионально развивал учащихся, проще «вербовал бы в физику» на всю жизнь.(Слайды 4,5)
Начиная работу, были сформулированы следующие цели:
Развитие личности, приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний, являющихся личностно значимыми для конкретного обучающегося. Знакомство с физикой не как с учебным предметом, а как с видом деятельности. Понимание учащимися того, насколько они способны к этому виду деятельности и насколько он им нравится. Использование фактора опережающего развития учащихся: изучение тем из разделов, которые будут изучаться в дальнейшем или выходящие за рамки школьного курса. Развитие у учащихся таких качеств как инициатива, самостоятельность, ответственность.
(Слайд 5,6 ,7)_ Ребята предложили, прежде всего, исследовать те области человеческой деятельности, без продукта которых не представляется современная жизнь. Таким образом, выдвинуты были в первую очередь направления электроснабжения, газификации, связи и водоснабжения. Затем, обратив внимание на экстренные службы, появилось желание исследовать такие организации как пожарная часть, милиция и медицинская помощь. Далее поступило предложение обратить внимание на самые рентабельные предприятия Миякинского района, приносящие реальный доход. (Слайд 8) Таким образом, каждый школьник класса выбрал интересующую его область и начал исследование в выбранном направлении. Практическая часть выполнения работы включала: сбор информации во время экскурсий на предприятия, анализ и интерпретация полученных результатов, подбор литературы для знакомства с теоретическим материалом, подготовка доклада, демонстрационного эксперимента и выставки приборов.
( Сдайды 9-17) В течение 10 и 11 классов школьники посетили электросеть, котельную, предприятия «Газсервис», «Связь», водоканал, районную больницу, пожарную часть, милицию, молокозавод, МТС, рыбную компанию, пекарню и молочный комплекс. Обрабатывая основные данные, обобщая результаты исследования, выполняя социально значимые проекты, школьники прошли, на мой взгляд, путь не только физического, профессионального, но и нравственного, гражданского становления. (Слайд 18) О чем, в результате всей работы, школьники рассказали в ходе школьной конференции «Физика в моей будущей профессии». Конференция была проведена с приглашением ведущих специалистов предприятий и девятиклассников. Тем самым была заложена прочная мотивация для девятиклассников перед предстоящим выбором профиля.
В рамках недели физики была организована выставка приборов и демонстрация опытов в фойе школы на больших переменах.
Оформлены отчеты по исследовательскому проекту
Вся проделанная работа сыграла большую роль в возрастании интереса и понимания жизненной необходимости в ценности обучения физики.
15