План самообразования учителя русского языка и литературы


«Согласен»«Утверждаю»
Директор СОШ № 16 заместитель по уч.части
им.Д.Жазыкбаева: _____Куатова А.У
_______Шаргабаева Н.С«__»______2015 год
«__»______2015 год
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Мамбетиязовой Нуржамал НуршахановныТема: Использование новых подходов в преподавании и обучении для развития функциональной грамотности школьников.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
В. М. Лозинский
Актуальность проблемы:
На современном этапе качество образования обеспечивается различными составляющими учебно-воспитательного процесса, роль и значение которых неодинаково в обеспечении конечного результата.
В последнее время наблюдается явление: дети не хотят учиться, теряют интерес к учению, чтению, снизилась их творческая активность. В силу этих причин встала проблема: как воспитать у учащихся интерес к учению и чтении, к предмету – русской язык и литература. Тревожит то обстоятельство, что русский язык ученики знают всё хуже и хуже. По сложности русский язык – на третьем месте после китайского и венгерского, но это не оправдывает незнание русского языка. Задача учителя русского языка – научить ученика грамотно писать и говорить!
Современной школе нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы, обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
 Задачи:
Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов школы, города, области, республики по теме самообразования.
Внедрение новых подходов в преподавании и обучении, ключевых идей 7 модулей уровневых Программ.
Ведение мониторинга развития функциональной грамотности и качества ЗУН школьников.
Повышение качества ЗУН учащихся 8, 10, 11 классов, показателя ЕНТ-2016.
Обобщение опыта педагогической работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета (средний балл по предмету не ниже 3,7, отсутствие неуспевающих).
Разработка, апробирование и рецензирование методических пособий, статьей, дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок, проведение открытых уроков, коучингов, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Презентация докладов, выступлений на различных уровнях, участие в конкурсах и конференциях  с  обобщением опыта.
Разработанная программа экспериментальной работы.
Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
Проведенные коучинги перед учителями школы, города.
Доклады и выступления.
Разработка дидактических материалов.
Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям сиспользованием новых подходов.
Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
Личная методическая веб-страница.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Интернет-ресурсы.
Медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, формирование банка профессиональных достижений.
Групповая – через участие в деятельности педагогического и методического советов, школьного сетевого сообщества «Шугыла», ШМК, районного методического объединения учителей-словесников. 
Перечень вопросов по самообразованию.
Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, обновление образовательных стандартов.
Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространение педагогического опыта.
Самоанализ и оценка своей педагогической деятельности.
Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией через процессы коучинга и менторинга.
В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Работать над методической проблемой «Использование новых подходов в преподавании и обучении для развития функциональной грамотности школьников».
Направления самообразования:
  Основные направленияДействия и мероприятияФормарезультатовПрофессиональноеИзучить инструктивно-методического письмо на 2015-2016 учебный год «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году».
ГОСО РК ГОСО РК 1.4.002- 2012.
Изучить программы и учебники по русскому языку и литературе учащихся 8, 10, 11 классов, уяснить их особенности и требования.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
КонспектыПамяткиРекомендации 
Психолого-педагогическиеСовершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Совместная работа с педагогом-психологом
МетодическиеСовершенствовать знания современного содержания образования учащихся.
Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
Принимать активное участие в деятельности педагогического и методического советов, школьного сетевого сообщества «Шугыла», ШМК, районного методического объединения учителей-словесников. 
Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, области, республики через Интернет.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей города.
Выступать с обобщением опыта на различных уровнях.  Программы и
учебно-тематические
планы.
Учебные рабочие программы,
Тестирующие
Программы,
Методико-дидактические
материалы.
Конспекты уроков, в том числе и посещенных.
 
 
 
Информационно-технологические технологииИзучать новые подходы в преподавании и обучении и внедрять их в учебный процесс.
Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.
Участвовать в ОЭР школы и города по данному направлению.
Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
Комплекты методико-дидактических электронных материалов
 
Охрана здоровьяВнедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Работа без больничного листа в течение всего учебного года
План мероприятий по теме самообразования

п/пМероприятие Примерный срок (год) реализации
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
1 Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах В течение года
2 Прохождение курсов профессиональной переподготовки 2016 год
3 Аттестация на высшую квалификационную категорию (подтверждение) 2016 год
4 Изучение применения новых образовательных технологий, подходов в работе ведущих учителей школы, города, области, республики в области обучения и воспитания. В течение года
5 Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ города, области, республики По плану райОО, в течение года
Использование современных образовательных технологий
1 Использование возможностей Интернет на уроке. Постоянно
2 Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий 3 Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников, 7 модулей уровневых программ Постоянно4 Приобретение новых электронных учебников Постоянно5 Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе в формате ССП и КСП Постоянно6 Проведение работы по теме «Технология подготовки учащихся к ЕНТ по русскому языку». Тестирование в сети Интернет. Ежемесячно7 Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:
блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);
проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов;
развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков через систему новых подходов в преподавании и обучении;
дистанционные формы работы с учащимися;
проекты на уроках русского языка и литературы. ПостоянноОбобщение и распространение собственного педагогического опыта
1 Коучинг «Формативная оценка как основа эффективного обучения» Сентябрь 2015
2 Коучинг «Целеполагание и его роль в оценивании» 20.10.2015
3 Коучинг «Критерии оценки учебных достижений» Ноябрь 2016 г
4 Уроки нового формата,коучингиАпрель 2016
5 Заседание ШМК учителей-предметников ГЭЦ «Определение качества выполнения задач МК на поисковом этапе ОЭР».
Январь, май 2016
6 Работа внутришкольного сетевого сообщества "Шугыла" . Коучинг « Формативное оценивание. Применение формативного оценивания в практике учителя русского языка»
Февраль 2016
7 Пополнение собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования Постоянно8 Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования
Постоянно Участие в конкурсах профессионального мастерства
1
2 Районный, областной конкурс «Мой лучший урок»
Участие в конкурсе «Самая лучшая программа» Декабрь
2016
3 Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах педагогических работников В течение годаРабота с обучающимися на уроках и во внеурочное время
1 Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕНТ Постоянно2 Создать условия для участия одаренных детей в дистанционной олимпиаде и международной игре «Русский медвежонок», «Ак бота» , КИО-олимпиады,»Полиглот» и др. В течение года3 Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на различных уровнях. В течение года4 Ведение мониторинга саморазвития и качества ЗУН школьников В течение года5 Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий
В течение годаОценка эффективности работы: эффективность работы учителя будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий, подходов в преподавании и обучении (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обучаемости и обученности школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
. качественное и количественное участие в методических мероприятиях различного уровня.