Рабочая программа по литературному чтению 4 класс «Начальная школа 21 века»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №209
Утверждена педагогическим советом
ГБОУ гимназии № 209
Протокол №______
от «___»_________20 14 г.
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Директор ГБОУ гимназии № 209 Заместитель директора гимназии по УВР
_______________ Д.Г.Ефимов _______________ О.Э.Солопова
«_____»______________20 14 г. «____»_____________20 14 г.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 - Б класса
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Автор-разработчик: Е.Ю.Некрасова
Санкт-Петербург
2014 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю) и разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
Программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Авторской программы «Литературное чтение»/ Л.А.Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников«Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2012г.)
Цели и задачи обучения литературному чтению
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Специфика предмета
Специфические особенности курса литературного чтения в 4 классе являются следующие:
сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Общая характеристика курса литературного чтения в 4 классе.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:
системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:
содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.
Основные содержательные линии программы
Развитие навыка чтения.
Развитие навыка чтения идёт от формирования громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 4 классе – наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто хорошо читает, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения.
Развитие восприятия произведения.
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому – то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребёнок постепенно осознаёт, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.
В 4 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие, 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.
Знакомство с литературоведческими понятиями.
В 4 классе вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.
Развитие речевых умений.
В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.
Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельности.
Добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.
Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ гимназии № 209 на преподавание литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом. Соответственно программа рассчитана на 102 учебных часа.
Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработана на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению.
Данная рабочая программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета«Литературное чтение».
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 4-х классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение».
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения образовательной программыпо литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы литературного чтения в 4 классе
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, но истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников.
Умение написать изложение, небольшое сочинение но текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (но сюже-1лм небольших произведений) в играх-драматизациях, играх - диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное пение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
самостоятельный выбор книги на определенную тему;
чтение детской периодики;
использование справочной литературы, работа и библиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные paссказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавим историй и т. д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Содержание программы по «Литературному чтению» для 3 класса
(102ч.; 3 ч. в неделю)
№ п/п Название тем программного материала Содержание программы Кол-во часов
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, уроков-экскурсий, уроков по развитию связной речи учащихся, уроки-викторины, библиотечные уроки, уроки-путешествия, обобщающие уроки.
Технологии, методики
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля.
В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:
- тестовые работы
- дидактический материал для самостоятельной работы
- карточки контроля теоретических знаний
- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)
- диагностики.
Критерии оценки
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
С учетом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности:
в 4 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 90 слов в минуту (вслух) и 110 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.
Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения существуют задания разных видов:
– тесты по изученному произведению, теме, разделу;
– тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
– диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
– тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;
– тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 4-го класса);
– комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце года);
Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.
Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного поставить факты и сделать выводы; может составить р.к сказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые Чисти прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения Прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 70 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» — ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Примерный план-график проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п
Компетенция. Вид проверки
Время выполнения
Навык чтения вслух. Текущая проверка
Сентябрь
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
В течение полугодия
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка
В конце четверти
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка
Декабрь
Тест (вид текущей проверки)
Март
Навык чтения вслух. Итоговая проверка Апрель
Тест (вид итоговой проверки )
Май
Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка
В конце года
Учебно - методический комплект
1.​ Литературное чтение: 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1, 2. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2014;
2.​ Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2014;
3.​ Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1, 2. Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2014.
4. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыка чтения, диагностические задания в 2 ч. Ч.1,2. . Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2013 г.
5. Книгочей: словарь-справочник по литературное чтение 1-4 класс.Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2012 г.
6. Литературное чтение: Методическое пособие 3 класс Ефросинина, Л. А. – М.: Вентана-Граф, (Начальная школа ХХI века) 2013 г.
Календарно-тематическое планирование по Литературному чтению 4 класс
102 часа (3 часа в неделю)
№ уро-ка Наименование
раздела
программы Тема урока Кол-во
часов
Характеристика деятельности ученика (на уровне учебных действий) Требования к уровню подготовки
(знать, понимать, уметь)
Домашнее
задание Плановые сроки прохождения
Учеб
ник Тет
радь По плану По факту
1 четверть 1 Произведения фольклора.
Сказки, легенды, былины, героические песни, мифы народов мира
13 часов Особенности построения пословиц. Малые жанры фольклора. Повторение изученного в 3 классе 1 Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану/ Объяснять понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
2 Виды сказок. «Марья Моревна» русская народная сказка 1 3 Понятие о былине как жанре устного народного творчества.
Былина «Волх Всеславович» 1 4 Былинные герои. Былины «Вольга Святославович», «Святогор» 1 5 Дифференциация преданий и легенд. Библейское предание «Блудный сын» 1 6 Легенды как особый вид фольклора. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.
1 7 Сравнительный анализ легенд разных народов. Шотландская легенда «Рыцарь-эльф», библейская легенда «Суд Соломона» 1 8 Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора» 1 9 Сравнительный анализ мифов разных народов «Ярило – Солнце» славянский миф
«Творение. Создание ночи» древнеиндийские мифы 1 10 Героическая песня как жанр фольклора «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский…» 1 11 Особенности народных песен. Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море» 1 12 Сравнительный анализ мифов разных народов «Арион» древнегреческий миф 1 Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Организационные умения..(умение работать по плану; проверять полученный результат)
13 Обобщающий урок по разделу: «Мифы народов мира»
Проверочная работа №1 «Проверь себя» Тема: «Устное народное творчество» 1 14 Книги Древней Руси
3 часа Литературное наследие Древней Руси. Отрывок из жития.
О князе Владимире.
Похвала книгам. Деятельность Ярослава. 1 15 Литературное наследие Древней Руси. Повесть о Никите Кожемяке. Повесть о Константине и Мефодии. Наставление Ярослава мудрого (Повесть временных лет) 1 16 «Повесть временных лет» - литературный памятник. Поучение Владимира Мономаха детям.
Вещий Олег 1 17 Басни. Русские баснописцы
7 часов Понятия «басня», «мораль», «олицетворение» И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», И.И.Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и Муравей» 1 Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Объяснять понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения
18 Сравнительный анализ басен различных авторов.
И.И. Химницер «Друзья» 1 19 Идея басни. И.А. Крылов «Крестьянин в беде»
1 20 Характеристика героя басни. А.Е.Измайлов «Кукушка», «Лестница», «Осёл и соловей» 1 21 Особенности чтения басни.
И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» 1 22 Сравнительный анализ басен различных авторов.
И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок», «Муха» 1 23 Обобщающий урок по теме «Басни. Русские баснописцы»
Контрольная работа №1 «Проверь себя». Тема «Басни. Русские баснописцы»
1 24 Произведения В.А. Жуковского
3 часа Особенности изображения пейзажа. В.А. Жуковский «Вечер», «Загадки», «Там небеса и воды ясны» 1 Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами ре
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; Объяснять особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных. 25 Особенности изображения пейзажа. В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание» 1 26 Особенности авторской стихотворной сказки.
В.А. Жуковский «Спящая царевна» 1 27 Произведения А.С. Пушкина
5 часов Представление об эпитетах.
А.С. Пушкин «Осень», Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» 1 Объяснять понятия: эпитет, сравнение, рифма.
Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи
28 Устойчивые эпитеты.
И.И. Пущин «Записки о Пушкине»,
А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога»
1 29 Авторское произведение в сравнении с народным. А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» 1 30 Виды сказок. «Сказка о золотом петушке» (из воспоминаний В.И. Даля) 1 31 Особенности языка А. С. Пушкина. Обобщение по теме: «Произведение А.С. Пушкина» 1 32 Произведения М.Ю. Лермонтова
3 часа Авторские знаки препинания. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус» 1 33 Описание природы в стихотворной форме.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» 1 Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)
Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений. 34 Сравнительный анализ авторского произведения и фольклорного.
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»
Доп. чтение «Ашик - Кериб» 1 35 Произведения П.П. Ершова
4 часа Главная мысль сказки.
П.П. Ершов «Конек-Горбунок» 1 Характеризовать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.
Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
36 Сказочный герой. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» 1 37 Особенности чтения авторской сказки. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» 1 38 Выявление позиции автора-рассказчика. П.П. Ершов «Кто он?»
Проверочная работа №2 «Проверь себя» Тема: «Русские поэты» 1 39 Произведения В.М. Гаршина
4 часа Художественный пересказ.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 1 Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть
40 Особенности чтения авторской сказки. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1 41 Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. В.М. Гаршин «Пленница», «Сказание о гордом Аггее» 1 42 Страничка книгочея. Детские журналы и газеты
1 43 Произведения русских писателей
о детях
5 часов Характеристика главного героя. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детства Темы» (отдельные главы) 1 Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя 44 Художественный пересказ.
Н.Г.Гарин-Михайловский «Детства Темы» (отдельные главы) 1 45 Выявление позиции автора-рассказчика. К.М. Станюкевич «Максимка» 1 46 Описание героя. Краткий пересказ. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» 1 47 Контрольная работа №2 «Проверь себя» Тема «Произведения русских писателей о детях»
1 48 Произведения зарубежных писателей
8 часов Образ ребёнка в произведении. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 1 Объяснять структурные единицы произведения.
Давать характеристику главным героям (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. 49 Особенности приключенческой повести. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 1 50 Составление плана пересказа. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» 1 51 Особенности сказок Х.-К. Андерсена «Самое невероятное» 1 52 Метафора в сказках Х.-К. Андерсена « Дикие лебеди» 1 53 Авторское отношение к герою. Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года» 1 54 Трагизм и надежда в сказках Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками»
К.Г. Паустовский «Великий сказочник» 1 55 Викторина «Сказки Х. – К. Андерсена» 1 56 Произведения Л.Н. Толстого
6 часов Сюжет рассказа. Герои рассказа. Л.Н. Толстой «Акула» 1 Познавательные УУД: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. х и произведении
57 Сравнительный анализ народной и авторской сказок.
Л.Н. Толстой «Два брата» Сказка 1 58 Повторение понятий «басня», «мораль». Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной» Басня 1 59 Описание главного героя. Л.Н. Толстой «Черепаха», «Русак» Рассказ 1 60 Сравнительный анализ народной и авторской былины. Л.Н. Толстой «Святогор-богатырь» Былина 1 61 Исторические события в художественном произведении. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 1 62 Стихи А.А. Блока
2 часа Образ Родины в стихотворениях
А.А.Блока «Россия», «Рождество» 1 Личностные УУД:
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Понимать основное
содержание текста, выделять главную мысль,
Определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа 63 Исторические события в стихотворениях А.А. Блока «На поле Куликовом» 1 64 Стихи К.Д. Бальмонта
2 часа Образы родной природы в стихотворениях К.Д. Бальмонта «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши»
1 Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста..
конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. 65 Эпитеты в стихах К.Д. Бальмонта «Русский язык», «Золотая рыбка» 1 66 Произведения А.И. Куприна
3 часа Авторская точка зрения. А.И.Куприн «Скворцы» 1 Воспринимать учебный текст: определять цель, оставлять аннотацию, отзыв о произведении, давать характеристику героям
67 Отношение автора к герою. А.И.Куприн «Скворцы» 1 Отличительные черты легенды. А.И. Куприн «Четверо нищих» 1 69 Произведения И.А. Бунина
2 часа Мелодика стихов И. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…», «Шире грудь распахнись…», «Детство» «Листопад» 1 Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения 70 Проверочная работа №3 «Проверь себя» Тема «Произведения русских поэтов» 1 71 Произведения С.Я. Маршака
5 часов Глубинный смысл стихов
С.Я. Маршака «Словарь», «Загадки», « Зеленая застава» 1 Личностные УУД:
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам/
Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения. 72 Отношение автора к героям произведения. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 1 73 Идея сказки. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 1 74 Образ героя. С.Я. Маршак «Ледяной остров» Повесть 1 75 Природные картины. С.Я. Маршак-переводчик
Р.Бернс «В горах мое сердце…» 1 76 Произведения Н.А.Заболоцкого
2 часа Метафора, сравнение как средство выразительности речи.
Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» 1 Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). 77 Контрольная работа №3 «Проверь себя» Тема «Произведения советских писателей»
1 78 Стихи
Н.М. Рубцова
3 часа Мелодика стихов Н.М. Рубцова «Березы» 1 Проводить анализ стихотворений, читать выразительно, определять точку зрения автора
Определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения. 79 Образ Родины в стихах Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина», «Ласточка» 1 80 Обобщающий урок «Стихи русских поэтов» 1 81 Произведения С.В. Михалкова
6 часов Повторение понятий «ритм», «рифма», «строфа».
С.В.Михалков «Школа» 1 Коммуника
тивные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Выразительно читать басни , определять главную мысль произведения 82 Отношение автора к герою. С.В.Михалков «Хижина дяди Тома» 1 83 Повторение понятий «басня», «мораль». С.В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда» 1 84 Точка зрения автора.
С.В. Михалков «Как бы мы жили без книг» 1 85 Сравнительный анализ басен разных авторов. С.В. Михалков «Зеркало» басня 1 86 Особенности юмористических произведений. С.В. Михалков «Как старик корову продавал» 1 87 Юмористичес-кие произведения
2 часа Понятия «юмор», «ирония»
Н.Н. Носов «Федина задача» 1 Объяснять понятия юмор, ирония.
Выразительно читать диалог анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений 88 Особенности чтения юмористических произведений
А.Л. Барто «Леночка с букетом»,
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», И.Л. Гамазкова «Страдания» 1 89 Очерки
3 часа Очерк как литературный жанр
И.С. Соколов-Микитов «Родина» 1 Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
90 Особенности очерка
А.И.Куприн «Сказки Пушкина» 1 91 Отличие образа от понятия Н.С.Шер «Картины-сказки» 1 92 Путешествия, приключения, фантастика
7 часов Герой фантастического произведения
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 1 Познавательные УУД: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения
Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
93 Герой фантастического произведения
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 1 94 Автор и его отношение к герою.
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 1 95 Комплексная итоговая проверочная работа №4 1 96 Сравнительный анализ произведений различных авторов. Н.П. Вагнер «Береза» 1 97 Особенности языка фантастических произведений.
Н.П.Вагнер «Фея Фантаста» 1 98 Особенности авторской сказки Н.П. Вагнер «Сказка» 1 99 Обобщение
4 часа Герои авторской сказки
Н.П. Вагнер «Руф и Руфина» 1 Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам.
Сравнивать темы произведений авторов –Анализировать нравственно-эстетические стороны и художественных произведений 100 Язык авторской сказки
В. В. Вересаев «Легенда», «Звезда» Восточная сказка 1 101 Контрольная работа №4
Тема: «Произведения, изученные в 4 классе» 1 102 Произведения о природе. Летнее чтение 1