Конспект урока окружающего мира на тему: Образование — часть культуры общества. О первых школах и книгах. 4 класс


Разработка урока по окружающему миру для 4-го класса по теме:
"Образование - часть культуры общества: о первых школах и книгах"
(программа "Школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о первых школах и книгах, из чего они изготавливались, о людях, которые внесли вклад в развитие образования России в разные исторические эпохи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с первыми книгами, как они выглядели, с первой печатной «Азбукой», с особенностями образования в эпоху Петра I, с первыми университетами в России, с выдающимися людьми разных эпох.
Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитательная: воспитывать любознательность; уважительно относится к людям труда, к своей стране, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: научатся высказывать предположения о том, что дает образование человеку и обществу; составлять план рассказа «Особенности первых школ в России».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –выполняют интеллектуальные действия: высказывание предположений; анализ, установление причинно- следственных связей; сравнение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.
КОММУНИКАТИВНЫЕ –умеют работать индивидуально и в малых группах; слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивают собственное мнение.
ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельно мотивируют свою деятельность, определяют цель работы (задания) и выделяют её этапы, уважительно относится к людям труда, к своей стране, умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.2,стр.76-85,Н.Ф.Виноградова, УМК «Начальная школа 21 века», рабочая тетрадь презентация, дополнительный материал.
Ход урока
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)
-Здравствуйте, садитесь!
Я предлагаю вам прочитать азбучное послание, которое вы увидите на слайде и обсудить то, что там написано.
-Что здесь написано?
-Какой вывод можно сделать?
-Мы видим, что во все времена люди заботились о своем образовании.
Кто знает о том, когда люди начали заниматься своим образованием и где это происходило?
-Всегда ли мы с вами стремимся быть образованными?
Как вы думаете, можно ли представить современное общество без образованных людей? Воспринимают речь учителя.

Рассуждают, выражают своё мнение
Анализируют, предполагают
2. Актуализация знаний (5 мин.)
1) Наблюдение общественной жизни в области образование
Скажите, пожалуйста , кто знает, есть ли в нашей стране какой - либо закон об образовании?
Да, право на образование нам гарантирует Конституция РФ, статья 43 и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Обратите внимание на 5 пункт данной статьи. Почему учение - обязанность гражданина России?
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке? (задачи)
Верно, сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.
2)Повторение ранее изученного
-Вам интересно узнать, как развивалось образование?
-Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”.
- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома. - Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)
Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва? Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!
- Чему учились дети и у кого?
Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
Применяют раннее полученные знания о правах граждан РФ.
Воспринимают
Высказывают свое мнение
Формулируют тему и задачи урока
Ответы детей.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (30 мин.)
-Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, узнаем много интересного и полезного.
А сейчас я прошу вас вспомнить, откуда же мы узнали о прошлом нашей России? (Из летописей)
Кто составлял летопись? (летописец)
Стихотворение М. Богдановича: (Саша К)
На девственном листе, под узеньким окном,Не спешно буковки вывожу я перомИ между ярко-красными рядамиВставляю я строку; веселыми цветамиИ разноцветными головками зверейИ птиц невиданных – фантазией своейИскусной вязью, - вдоволь есть сноровки –Украшу я заставки и концовкиИ заголовки все, - ведь некуда спешить!Порою труд прерву, чтоб лучше заостритьПеро гусиное … и гляну: радость – солнцеСтолпами падает на стол через оконце;И чудится: в них вовсе не остылЧуть синеватый дым невиданных кадил!
Что такое кадило? Может кто- нибудь дать ответ?
Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.
(слайд)
Летопись (посмотрим в словарике, учебник стр 167 )
Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.
- От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать.)
Групповая работа.
1 группа
Подготовит сообщение " О первых школах и книгах"
2 группа подготовить рассказ по картине Б.М. Кустодиева "Школа в Московской Руси"
3 группа Первая печатная "Азбука"
4 группа Петр 1
5. группа М.В. Ломоносов
1.группа подготовьте сообщение «О первых школах и книгах»
Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: «Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Это произошло в 988 году.
Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука.
(Тимур М.) Вместо бумаги в те далекие времена использовали берестяные грамоты. Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги.
Было это свыше шести тысяч лет назад.
Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.
Словарь:
Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.
Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.
Берёста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы. Конечно, её особым способом подготавливали, прежде чем на ней писать. 
Дополнение учителя к сообщению группы :
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.
Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.
2 группа.
-Рассмотрите иллюстрацию на странице 79. Б.М.Кустодиев. Школа в Московской Руси.
-Что можете сказать по данной иллюстрации?
-Откройте все тетради на печатной основе на стр.26-ой задание 38-е.
-Выберите героя на иллюстрации и опишите его по плану.
-Как они пишут?
-А как вы думаете, почему двое из учеников стоят на коленях? (Они наказаны)
История картины
(«Земская школа в Московской Руси» (1907))
Учитель : Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев всегда проявлял интерес к историческим аспектам своей родины. Он воссоздавал в своих полотнах нравы и быт русичей. Художник изобразил обычную земскую школу. Устройство школ на Руси было таково, что на одного учителя приходилось 6-12 учеников.
Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет ученица нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.
Чтение стихотворения “И в старину учились дети” (Ульяна М.)
И в старину учились дети –Их учил церковный дьяк, -Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – ГлаголыИ учитель для наукиПо субботам всех порол.Вот какой чудной в началеНаша грамота была!Вот каким пером писали -Из гусиного пера!Этот нож не без причиныНазывался перочинный:Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ни чему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.Так из летописей старыхЗнали дети москвичейО литовцах, о татарах,И о Родине своей.
Н.Кончаловская.
Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)
Картина находится в Государственном Русском музеи, города Санкт-Петербурга
Физминутка.
Вводное слово учителя.
Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит?
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
3.группа. Первая печатная «Азбука»
- Кто первый научился создавать печатные книги?
-Как выглядела азбука?
-Как складывались буквы?
-Кто первый напечатал «Азбуку»?
Первым человеком, который научился создавать печатные книги был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге.
-Выполним задание 39-е. Напишите рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.
-Можете ли вы сказать, каким русским буквам соответствовали буквы старославянской азбуки?
Первым печатным школьным учебником стала «Азбука». Слово произошло от названий первых букв старинного алфавита –«аз» (А) и «буки» (Б).
Учитель:
А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой "Азбуки".
Па́мятник первопеча́тнику Ива́ну Фёдорову —Установлен в 1909 году перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом;
Задание 39. Ижица- Собственно ижица в древнейшей письменности использовалась крайне редко, обычно в значении буквы ю.
4 группа. Пётр I
-Кто такой Петр I Великий?
-Какой вклад внёс Петр I в развитие образования?
В 1708 году Пётр I ввёл для русского языка упрощённую письменность (гражданский шрифт) — без надстрочных знаков и с меньшим числом букв. Среди прочих «лишних» букв он отменил и ижицу.
-Рассмотрите иллюстрацию картины Е.Е. Лансере. Корабли времён Петра I. 1911г.
-Скажите, как вы думаете, могли ли необразованные люди построить такие корабли?
-Почему Петр I уделял особое внимание подготовке моряков?
-Что изучалось?
-Какие трудности при образовании были?
-Сравните предметы, которые изучает современный школьник, с предметами начальной школы, которые существовали почти 300 лет назад.
В начальных школах (училищах) XVIII(18) века изучались такие предметы: чтение, письмо, физика, история, география, архитектура, математика, Закон Божий, рисование.
История картины
В 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот считал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. 
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее г.Москва.
5 .группа. Подготовьте рассказ о Михаиле Васильевич Ломоносов по плану в задание 41-ом на стр.27-ой.
-Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?
-Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать велики человеком?
-Как вы считаете, почему Пушкин называл Ломоносова «первым университетом»?
беседа
Воспринимают
Подготавливают сообщения- ответы
Воспринимают
Знакомятся с художником произведения и историей картины
Воспринимают
воспринимают
Отвечают
Выполняют физкультминутку
Сообщение 3 группы
Рассказ 4 группы
Рассказывают о М.В Ломоносове по плану
-в 18 веке, был талантливым учёным во многих областях науки, в честь него назвали первый в Москве университет.
-трудолюбие, любознательность, ум, прилежность.
4. Повторение(5 мин.)
- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?
- Кто был первым печатником книг на Руси?
- Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию?
" Кириллица" Кирилл и Мефодий
Иван Фёдоров.
Иван Грозный
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 2 мин.)
-Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Учебник стр 76-85, ответить на вопросы.
Творческое задание по желанию:
1. Какие учебные заведения есть в нашем крае?
2. Кем вы хотите стать в будущем и где мечтаете учиться?
Организует рефлексию учебной деятельности
-Назовите тему сегодняшнего урока?
- Какие задачи урока достигнуты?
-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (хорошо, достаточно, не достаточно, помогал, участвовал)
Урок окончен. Спасибо за работу Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
Выполняют рефлексию учебной деятельности.
Литература
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России 1682-1861.- М., 1996.
Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Беловинский Л.В. История русской материальной культуры.- М., 1995.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана – Графф, 2002.
Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студенкин М.Т. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,1996.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.- Смоленск, 1995.
Левицкая З.В. История Отечества для детей.- М., 1996.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.