программа злектива для 9 класса по русскому языку Успешное написание изложения и сочинения


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета МКОУ «Скрябинская ООШ»_________________________________
Руководитель методсовета____________
Буренкова Ю.В. Утверждаю
Директор МКОУ «Скрябинская ООШ»
_______________Гарипова В.К.
______________________________________
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса
«Успешное написание сочинения и изложения»
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
Лушникова С.И.
Скрябино2014 год
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
    ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.
Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать.  В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
 Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,          пунктуации, лексике.
                  
Формы работы:   групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание программы курса
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфика работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
5. Способы сжатия текста;
6. Основные этапы написания экзаменационной работы: 
Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
 
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Темы занятий Количество часов
1 Содержание ГИА по русскому языку. 1 час
2 Критерии оценки экзаменационной работы. 1 час
3 Умения, необходимые для написания сжатого изложения. 1 час
4 Обобщение знаний о стилях и типах речи. 1 час
5 Комплексный анализ текста. Работа с орфографическими и пунктуационными ошибками. 1 час
6 Приемы сжатия текста. Обобщение частной информации в тексте. 1 час
7 Исключение из текста второстепенной информации. 1 час
8 Сжатие повествовательного текста. Упражнения на сжатие текста. 1 час
9 Анализ и обработка текста – рассуждения. Комбинированные упражнения на понимание текста. 1 час
10 Комбинированные упражнения на восстановление логических связей. Упражнения на освоение приемов сжатия текста. 1 час
11 Комплексный анализ текста.
Выразительность русской речи.
Изобразительно – выразительные средства языка. 2 часа
12 Знаки препинания в простом осложненном  предложении.
Предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Вводные предложения. Вставные конструкции. 4 часа
13 Знаки препинания в ССП. Тест по теме «Сложносочиненные предложения»
Знаки препинания в СПП. Тест по теме «Сложноподчиненные предложения»
СПП с разными видами связи. Тест по теме «СПП с разными видами связи»
Знаки препинания в БСП. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» 2 часа
 
2 часа
 
2 часа
 
2 часа
14 Диагностические тесты.
«Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография, лексика, фразеология» 2 часа
15 Написание сжатого изложения.
Редактирование текста. 2 часа
16 Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту). 1 час
17 Комплексный анализ текста. Орфография и пунктуация. 1 час
18 Задания на понимание художественного текста. 1 час
19 Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. 1 час
20 Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» 2 часа
    34 часа
Учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,          пунктуации, лексике.
 
 
Список литературы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
13. Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература(1-11 кл.) » за 2007 год по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» М. – «Просвещение» 2010 год.
14. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. В.Я. Коровина. -12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
15. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
16. Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD»,  2005.
17. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.htmlhttp://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_literature/http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme http://dovuz.mgppu.ru/1032 http://e-ypok.ru/gia_2010_ru_language