Статья: «Исторический аспект проблемы выбора методов и приёмов работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Статья: «Исторический аспект проблемы выбора методов и приёмов работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».
Изучая и анализируя существующую литературу, посвящённую нашей проблеме, мы столкнулись с острой нехваткой современного материала, а этот факт в очередной раз подтверждает актуальность нашего вопроса. Для того чтобы была возможность осуществить все цели и задачи обучения, необходимы правильный подбор и грамотное применение соответствующих методов и приёмов работы учителя. Проблеме выбора метода обучения уделили внимание и Я.А.Коменский, и И.Песталоцци, и К.Д.Ушинский. Я.А.Коменский придавал огромное значение методу обучения, считая, что, если до вершин знания доходят столь немногие, то происходит это не от того, что для человеческого рода есть что-либо недоступное, а от того, что метод запутан . Он требовал соблюдать способы раскрытия познавательных способностей и применять их. Я.А.Коменский писал в “Великой дидактике”, что метод обучения должен быть возведен в искусство, что его надо поставить на столь твердые основы, чтобы обучение шло вперед и не обманывало в своих результатах. И.Песталоцци считал, что при выборе метода обучения надо исходить из вечных законов природы, учитывая внутреннюю природу самого ребенка. А.Дистервег выделял два основных метода обучения – сообщающий и развивающий. Большое внимание уделял сознательному выбору методов обучения и воспитания. К.Д.Ушинский писал: “. Воспитание есть деятельность сознательная со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, обдумали и выбрали средства необходимые к достижению осознанной цели” .Дальнейшее развитие идея выбора методов воспитания получила в трудах советских педагогов. Н.К.Крупская и А.С.Макаренко призывали выбирать методы воспитания, осознано, с учетом реальных задач и особенностей учеников. По отношению к обучению эту идею конкретизировали И.Т.Огородников и А.В.Занков. А.В.Занков выделил основные критерии выбора методов обучения:
1.Закономерности и вытекающие из них принципы обучения. 2.Цели и задачи обучения.
3.Содержание данной науки и данного предмета, темы в частности.
4.Учебные возможности школьников:
а) возрастные (физические, психические);
б) уровень подготовленности (образовательной и воспитательной);
в) особенности классного коллектива.
5.Особенности внешних условий (географических, производственных и пр.).
6.Возможности самих учителей: их предшествующий опыт знания типичных ситуаций процесса обучения, в которых оказывались наиболее эффективные определенные сочетания методов, уровни их теоретической и практической подготовленности, способности применения определенных методов, средств, умение выбирать оптимальный вариант, личностные качества.
Выбор методов обучения должен быть подчинен закономерностям и вытекающим из них принципам обучения, что предполагает направленность методов на комплексное решение задач образования, воспитания и развития; научность применяемых методов их доступность для учащихся, направленность на развитие активности и самостоятельность в обучении, на обеспечение прочности и знания, умения и навыков. При выборе методов обучения важно иметь представление о сравнительной эффективности их в решении определенных целей и задач обучения. Поэтому надо считать ценными дидактические исследования сравнения эффективности отдельных методов обучения осуществленных под руководством И.Т.Огородникова, изучение рациональных вариантов сочетания слова наглядности в процессе обучения, произведенное А.В.Занковым. Осознание возможностей каждого из методов обучения должно избавить педагогов от шаблонов и трафаретов в преподавании, привезти к выбору рациональных методов. Поскольку задача обучения реализуется через конкретное содержание, то методы обучения должны всемерно учитывать специфику учебного материала, характер действий учащихся, которые потребуются для овладения этого содержания. Критерий учебных возможностей учеников при выборе методов обучения предполагает, что учитель обязательно изучит предварительно уровень их подготовленности к поисковой деятельности, к дедуктивному усвоению материала, самостоятельной практической работе, отношение к учению, степень развитости самоконтроля в учении и состоянии работоспособности.