Сжатое изложение по русскому языку по тексту К. Паустовского Обыкновенная земля, 7 класс с ОВЗ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 70» города Дзержинска Нижегородской области
Урок развития речи.
Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля»
7 (СКК) класс

Разработала Зуйкова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
2016 год
Тема: Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля»
Цель: Формирование навыка сжатия текста с использованием приемов: содержательного и языкового.
Задачи:
1. Обучать учащихся умению осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
2. Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия темы;
3. Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
4. Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
5. Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Оборудование: текст К.Паустовского, фотографии с видами Мещеры.
Ход урока
1 Организационный момент. Сообщение темы и задач.
2.Мотивация. Эстетическое восприятие фотографий с изображением Мещеры.
3.Слово учителя
Константин Паустовский- известный русский писатель-публицист. Он принадлежал к беспокойному племени писателей-странников. За свою долгую жизнь он побывал в разных краях нашей великой страны и за рубежом, но самым дорогим местом на земле для него стала мещерская сторона.
Знакомство Паустовского с Мещерой началось с изучения обрывка карты, в который ему в булочной завернули хлеб. Одним из любимых занятий писателя было изучение географических карт и чтение лоций. Забыв о хлебе, Константин Георгиевич погрузился в карту, на которой заманчиво зеленело море лесов: «Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край... Но ни поездов, ни дорог не было, если не считать едва заметной узкоколейки, тянувшейся по краю лесов. Наконец, я наткнулся на знакомое название «Ока». Значит, этот край лежал где-то здесь рядом, невдалеке от Москвы.Так по карте я открыл для себя мещерский край. Он тянулся от Рязани почти до Владимира».
Впервые в Мещеру К. Г. Паустовский приехал ранней осенью 1930 года. Он обосновался в поселке Солотча, который был связан узкоколейкой с Рязанью и мещерской глубинкой. Живописная природа Солотчи и ее окрестностей, знаменитый солотчинский воздух совершенно пленили писателя, и поселок стал на долгие годы местом его труда и отдыха. Паустовский по достоинству оценил своеобразную, неповторимую красоту этого края. Он навсегда, всей душой, глубоко и бескорыстно полюбил этот маленький и скромный уголок русской земли, который стал для него впоследствии «второй родиной».
4.Чтение текста «Обыкновенная земля»
5.Беседа: * О чем текст? Почему он так называется?
*В чем автор видит привлекательность Мещерского края?
* Как можно сформулировать основную мысль текста?
*Как понимаете выражение «иней, как соль», «косые удары» дождя?
*Какие средства художественной выразительности использует автор? Зачем?
* В каком стиле написан текст?
6. Составление плана текста.
А) Притягательная сила Мещеры.
Б) Что можно увидеть в Мещерском крае?
*луга, стога сена
*сосновые боры
*лесные озера и косяки журавлей.
В) Что можно услышать?
*крики птиц: перепелов и ястребов;
*вой волков и шорох дождей;
* пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Г) Милый сердцу край.
7.Пересказ текста по плану. ( Сократить до 4-6 предложений).
8 Написание изложения.
9.Подведение итогов. Домашнее задание ( стр.130, вопр.1-2)