«Теоретические подходы в формировании пианистических навыков на начальном этапе обучения на примере «школ» и пособий ведущих педагогов»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Теоретические подходы в формировании пианистических навыков на начальном этапе обучения на примере «школ» и пособий ведущих педагогов»
Методические пояснения
В работе над «школой» составители исходили из общих принципов советской педагогики: воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения. Педагог должен воспитывать в учащихся любовь к музыке, способной передавать различные чувства, настроения и переживания. В то же время занятия музыкой должны воспитывать в ученике чувство дисциплины, добросовестное отношение к своим обязанностям, умение работать и преодолевать возникающие трудности.
Огромную роль в формировании музыкальных вкусов учащихся играет приобщение их к народному творчеству. Это основа для развития профессионального искусства. В «школах» значительное место уделено переложениями народных песен.
Также для обогащения детского фортепианного репертуара включены произведения советских композиторов, сочинения русских и зарубежных авторов.
Составители стремятся обеспечить органическую связь между воспитанием художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма и задачами овладения исполнительскими приемами, ознакомления с музыкальной грамотой и элементами строения произведений. Поэтому пьесы чередуются с ансамблями, этюдами и упражнениями, помогающими совершенствовать различные технические навыки.
Последовательность изучения пьес и этюдов может изменяться педагогом в зависимости от поставленных задач, уровня усвоения материала, индивидуальных способностей учащихся.
Составители придерживались такого расположения материала, чтобы этюды и пьесы были разнообразными как по музыкальному содержанию и исполнительским задачам, так и по техническим навыкам. Поэтому произведения чередуются по принципу контраста: грустные и задорные, медленные и подвижные, печальные и веселые и т.п.
В некоторых изданиях «школ» есть части и разделы, в которых произведения размещены в порядке постепенного усложнения заданий. Даются краткие методические пояснения к работе с учащимися на первом и втором году обучения. В «школах» помещены сведения и правила по музыкальной грамоте, методические пояснения и примечания.
Многие «школы» ни один раз переиздавались, где составители учитывали замечания, высказанные педагогами детских музыкальных школ.
В некоторых «школах» приводятся лишь самые необходимые итальянские музыкальные термины: forte, piano и т.д.
Указания темпа и характера музыки даются по-русски. В других иностранных терминология используется более широко.
В конце пособий приложен краткий словарь музыкальных терминов.
Цель: Создание условий для формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства учащихся в начальный период обучения на примере различных пианистических «школ».
Задачи:
Рассмотреть различные «школы» для начинающих пианистов.
Выявить положительные моменты влияющие на формирование и развитие технических навыков и музыкальной стороны учащихся в начальный период обучения.
Формировать индивидуальный образовательный путь, используя дифференцированный подход.
Воспитать эмоциональную, нравственно-духовную личность ребенка на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки, современных и советских произведениях.
Использовать рекомендации, формы и методы лучших «школ», способствующие умственному и физическому развитию ребенка.
Развивать у учащихся музыкальный слух, воображение, осмысленное исполнение, вкус к хорошей музыке.
В истории фортепианной педагогики существовало несколько школ. Особой популярностью пользовались немецкие «школы» Дамма и Бейера, где начинающих обучали в основном на материале чисто технических упражнений, гамм. Все это приводило к напряжению и скованности рук.
Советская методика коренным образом перестроила систему развития первоначальных двигательных навыков. Задачей стало стремление к органическому сочетанию музыкального и технического развития учащегося.
Известные педагоги-пианисты, такие как Гольденвейзер. Г. Нейгауз, Л. Баренбойм, С. Савшинский, С. Фейнберг, Л. Оборин, Э. Гилельс и другие в своих методических работах над развитием пианистических навыков и умений придают большое значение художественной стороне исполнения, качеству звука, свободе игровых движений руки.
Советские фортепианные школы начали создаваться лишь в тридцатые годы. Вплоть до 1937 г. музыкальные издательства продолжали выпускать большими тиражами школу Ф. Бейера.
Лучшие советские педагоги двадцатых годов и ряда последующих лет обходились безо всяких школ и обращались в своей работе с детьми с полезным сборником Е. Гнесиной, А. Гедике, С. Майкапара.
Первая советская фортепианная школа была создана Н. Шерманом. Для его школы характерно то обстоятельство, что помещенный в нем репертуар опирался в основном на тогдашние массовые и старые революционные песни. Также сюда входили несколько обработок старых народных песен и несколько классических пьес. Н. Шерман
несколько классических пьес. Н. Шерман отказался от специальных технических упражнений и этюдов. Он построил техническую работу исключительно на самих пьесах, вычленяя из них для тренировки отдельные фортепианные формулы.
Рассмотрим основные «школы» для начинающих представляющие наибольший интерес.
Спустя три года после учебного пособия Н. Шермана была опубликована другая фортепианная школа И. Рабиновича. Это была первая советская школа, предназначенная специально для детей. В широкую практику эта школа не вошла. Прежде всего была неудачна ее структура. Автор, представив педагогам свободу, отказался от последовательного изложения материала, который совпадал бы с течением учебного процесса. Некоторым принципиальным недочетом школы И.Рабиновича является неясность адресата. Нотный материал обращен к ученику, а словесный макет к учителю. Здесь приводятся конспекты бесед педагога с учеником, сухие и тяжело изложенные. Но есть и положительные моменты. Опора в подборе музыкального материала на начальном этапе обучения делается прежде всего на язык пионерских песен, плясок разных национальностей. На первом этапе обучения есть и ансамблевая игра со скрипкой, подбор по слуху. Интересным является включение специальных упражнений в чтении нот. Упражнения эти составлены из знакомых ребятам песенных отрывков. Ученик должен сыграть упражнения на рояле и назвать песню из которой взят данный отрывок. Для объяснения таких категорий, как ритм, метр, такт автор школы использует метрику слов и стихотворений или стихотворных строф. Например
/ли-па/, /со-сен-ка/, /е-лоч-ка/, /лист-вен-ни-ца/
И. Рабинович, следуя за Е. Гнесиной, рекомендует упражняться в перекосах рук вдоль клавиатуры, играя в разных октавах отдельные звуки и небольшие последовательности. Это дает возможность выработать у ученика умение быстро ориентироваться на клавиатуре, а также умение более свободно владеть движениями всей руки.
В конце сороковых годов было выпущено из печати пособие для начинающих игре на фортепиано С. Ляховицкоий и Л. Баренбойма. Составители не рассматривали это издание как школу, ибо оно не содержало ни словесных объяснений, адресованных ученикам, ни специальных заданий для них; к тому же пьесы, этюды и ансамбли не были расположены в строгой последовательности по их возрастающей трудности. Также было недостаточно самого учебного материала для школы. Но помимо намерений авторов сборник в течение ряда лет использовался на практике как школа. Основные методические принципы этого издания были сформулированы в пяти тезисах:
Одна из задач начального этапа музыкального обучения – привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его переживать выразительность музыкального языка. Пьеса рассматривается не только как ступень к дальнейшему техническому развитию, но и важнейшее к ней требование – яркость, характерность и доходчивость ее художественного образа.
Первыми музыкальными интонациями должны быть интонации родной музыкальной речи, то есть интонации русской народной песни. Поэтому большая часть пьес сборника была построена на русском песенном материале, а также на украинском и белорусском фольклоре. Сюда вошли зарубежная и русская классика, пьесы современных русских композиторов.
Развитие музыкального слуха. Здесь рассматриваются занятия подбором и транспонирование. Начинать работу с донотного периода, в течение которого мелодии и пьесы разучиваются не по нотам, а по слуху.
Указывается на значение систематической технической работы не только на материале художественных пьес, но и на специальных этюдах и упражнений.
Отмечается значение на первоначальном этапе обучения ансамблевой игры.
Сборник переиздавался 16 раз.
В последний изданиях были включены некоторые дополнительные задания для самостоятельной работы ученика. По поводу содержания этого сборника было высказано ряд критических замечаний, среди которых самое важное – недостаточное количество художественно интересных пьес современных советских и зарубежных композиторов.
В 1951 г. вышла первым изданием школа под редакцией А.А. Николаева. Она пользуется уважением и популярностью. Эта школа под редакцией А.А. Николаева много раз переиздавалась и прошла длинный путь улучшений: помещенный в ней музыкальный материал с каждым изданием становился интереснее.
Здесь автор ставит задачу воспитывать у учащихся любовь к музыке, дисциплину и умение работать. Уделяет внимание приобщению детей к народном творчеству, стремится обеспечить органическую связь между воспитанием художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства, ритма и задачами овладения исполнительскими приемами. Сначала ребенок подбирает прибаутки и песни, затем транспонирует мелодии, параллельно приобретает игровые навыки, начиная с приемов non legato, чуть позже осваивает нотную запись. Путь обучения систематичен и последователен. Ученика ведут не спеша, соблюдая осторожность. Учебный репертуар состоит из народных песен и плясок (главным образом русских, но и других народов) в простейших обработках. Это переложение детских песен. Также здесь есть несколько пьес и этюдов современных советских композиторов. Весь материал высокого вкуса.
Недочет этой школы состоит в самой ритмической записи первый народных прибауток и песен. Он начинает ритмическую запись с четвертей и половинок. Например, песенку «Ладушки», которую следовало бы сделать в соответствии с темпом и характером мелодии четвертями и восьмушками.
Ла-душ-ки, ла-душ-ки, где бы-ли? У ба-буш-ки.
Пояснения ученику изложены сухо, порой формально. Школа не ставит перед собой широких общих музыкально-воспитательных задач. Вместе с тем это – полезное пособие. Оно опирается на сложившиеся педагогические традиции и закрепляет имеющийся опыт, чем прокладывает новые, более эффективные пути воспитания и обучения.
Рассмотрим следующую школу Н. Кувшинникова и М. Соколова. Здесь пути работы с учениками представляются в общем и целым верными. Интересен принцип подбора репертуара. Авторы строят обучение на формировании предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием. Они утверждают, что «собранная» кисть – одна из предпосылок, способствующих свободе движений ребенка.
Но между методической программой и ее практической реализацией в самой школе обнаруживается явный разрыв. Так, например, авторы рекомендуют использовать в работе фактурные варьирования материала, но в школе не приводят никаких примеров фактурных изменений и не дают такого рода заданий ученику.
Нередко практические указания вступают в полное противоречие с предварительным теоретическими установками. Например, авторы разъясняют что такое «такт». «Расстояние в нотном стане от одной тактовой черты до другой называется тактом». В каждом такте надо считать со счета «раз». Лишь после этого говорится об ударных и безударных слогах на примере стихотворений А.С. Пушкина. Делается ими вывод: «То же и в музыке. Обычно такт начинается с ударной доли, которая называется сильной долей. Получается, что такой метод объяснения не соответствует декларированному положению о том, что «лишь после слухового освоения обучающимися различных метрических соотношений можно приступить к их анализу и объяснению».
В метроритмическом отношении авторы считают важным «счет вслух». Но зачем, например, песенку «Дож-дик, дож-дик, кап да кап…», которую ребенок играет и одновременно поет со словами (что дает живое переживание ритма), вслед за тем считать вслух – на «четыре»?
Но есть интересные методические приемы:
Ансамблевая игра ученика с педагогом с первых же уроков. Совместная игра закладывает основы для воспитания слухового внимания и ритмической дисциплины.
Одновременное объяснение записи нот в скрипичном и басовом ключах (отсчет ведется от «до» первой октавы между двумя нотоносцами).
Авторы обратили внимание на роль позиционной игры. Это верный методический прием школы, так как очень важно научить ребенка свободным, организованным движениям рук вдоль клавиатуры. Здесь уделяется внимание пятипальцевой позиции, ее значении для освоения первый аппликатурных закономерностей, техническим навыком и чтению нот с листа.
Стимулирование интереса к музицированию. Авторы включили в школу несколько песен с легким сопровождением к концу первого года обучения.
Наиболее интересным представляется пособие М. Соколова, В. Натансона и В. Копчевского «Современный пианист». Это пособие родственно школе Н. Кувшинникова и М. Соколова. Здесь методические принципы реализованы лучше и более последовательно. Построение издания рассчитано на первые два года обучения и состоит из разделов:
Игра в ансамбле с педагогом.
Игра по нотам одновременно в обоих ключах.
Упрочение первоначальных навыков игры в одной позиции.
Освоение элементов полифонической игры.
Игра, включающая перенос руки, подмену пальцев, подкладывание 1-го пальца и перекладывание пальцев.
Более широкое расположение пальцев и скачки.
Аккомпанирование инструменталисту или певцу.
В начале шестидесятых годов была опубликована школа И. Берковича. Она предназначена для первых двух-трех лет обучения. Это пособие построено на интересном нотном материале. Пьесы и этюды для обучения систематизированы в порядке прогрессивной трудности. Материалом для многих миниатюр послужил музыкальный фольклор, прежде всего украинский. Эти пьесы очень нравятся детям и исполняются с интересом. Так же в школу включены полезные инструктивные пьесы и этюды.
Большой интерес в работе в учениками по формированию и развитию пианистических навыков на начальном этапе обучения представляют методические разработки Т. Смирновой и Е. Сугоняевой, а также пособие для ДМШ и ДШИ Б. Микича, А. Артоболевской. Здесь предложены различные методы работы над постановкой игрового аппарата, посадкой за инструментом, звукоизвлечением, метро-ритмической основой. Используются игровые формы работы, наглядность, ансамблевая игра. Нотный материал доступен детям. Пьесы, этюды и ансамбли расположены в строгой последовательности по их возрастающей трудности.
Проанализировав «школы» и пособия ведущих педагогов-музыкантов по данной проблеме, можно придти к выводу, что в преподавательской деятельности необходимо использовать различные формы и методы предложенные авторами для развития пианистических навыков на начальном этапе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой М.: Советский композитор, 1986.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1979.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: 1979.
Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы – Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2008.
Гетакова О., Визная И. В музыку с радостью – Спб., «Композитор», 2012.
Уроки Гольденвейдера – М.: Классика XXI, 2009 г.