Семейный бизнес(по ознакомлению старших дошкольников с сельскохозяйственными профессиями и предпринимательством на малой Родине)


Социально-творческий проект
«Бизнес на малой Родине»

(по ознакомлению старших дошкольников с сельскохозяйственными профессиями и предпринимательством на малой Родине)
Руководитель проекта: Ахметзянова Ризаля Дамировна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Татарско-Сарсазский детский сад»
Чистопольского муниципального района РТ
Тип проекта – коллективный, открытый (совместная деятельность педагогов, детей, родителей и предпринимателей села).
Направление – «Познавательное развитие».
Доминирующий метод – творческий, информационно – познавательный.
По содержанию - социально-педагогический.
Продолжительность – долгосрочный (в течение учебного года).
Актуальность. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и сгодился». И это правильно. Но наблюдения последних лет не подтверждают эту мудрость. Молодежь уезжает из деревни: работать негде, деревенский труд тяжелый. Как сделать так, чтобы молодые люди и девушки, получив образование в разных городах, возвращались на родную землю, на малую Родину и были полезны ей, а не гнались бы за эфимерным счастьем и деньгами на «чужбину». Пришли к выводу, что надо в доступной форме рассказывать старшим дошкольникам о возможностях села, где также можно хорошо зарабатывать и полноценно жить. Понаблюдав и побеседовав с детьми, поняли:
необходимо научить их не бояться никакого труда,
не ждать, какую работу кто-то предложит,
не бояться мечтать о том, чтобы стать сильным предпринимателем, удачным бизнесменом на своей земле.
Наша задача - выяснить какими способностями обладают дети, кем они хотят быть, показать возможность организации «своего дела», «своего бизнеса» на родной земле с учетом их способностей и потребностей зем-ляков. Примером могут служить уже имеющиеся в деревне предпринима-тели, возглавляющие ООО «Трансагро» и местный продуктовый магазин.
Уверены: знакомство детей с сельскохозяйственным трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-нравственное средство приобщения их к миру взрослых профессий, приобретение опыта общения с людьми, понимания того, что полученные в детстве представления помогут в будущем стать полезным гражданином своей Родины. Кроме того, у детей есть уникальная возможность расширить и уточнить знания о профессиях, которых в данный момент в деревне нет, но они очень нужны людям (парикмахер-универсал, шиномонтажник, специалист автосервиса, специалист по ремонту бытовой техники, сантехник, тамада или организатор торжеств, портниха и др.).
Так как проведённая с нашими воспитанниками беседа показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности, а именно – в сфере сельского хозяйства, мы спланировали работу в данном направлении, так как считаем, что знакомство детей с профессиями работников сельского хозяйства, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Возможность организации работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
1) дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирова-ния у детей любознательности, что вызывает активный интерес к получению представлений о разнообразии профессий сельскохозяйственной направлен-ности;
2) детей этого возраста интересует все, что связано с работой их родителей и родных: они хотят подражать своим родителям во всем.
Таким образом, целенаправленное формирование представлений дошкольников о профессиях земляков в рамках внедрения проекта «Бизнес на малой Родине», поможет детям разобраться в тонкостях огромного спектра сельскохозяйственного труда, «примерив» его на себя в соответствии с желанием, способностями и потребностями односельчан.
Цель проекта - формировать у детей чувство сопричастности к судьбе малой Родины через знакомство с профессиями сельскохозяйственной направлен-ности.
Задачи проекта:
расширить представления детей о сельскохозяйственных профессиях своей Родины;
систематизировать знания о труде фермера, доярки, тракториста, ветеринара, шофера, предпринимателя;
подвести детей к пониманию важности любого труда на селе;
формировать нравственные качества личности ребёнка: уважение к труду, патриотизм, любовь к своей Родине, желание своим трудом сделать её богаче и краше.
Ожидаемый результат:  
У детей:
1.Знание детьми трудового прошлого и настоящего дер. Татарский Сарсаз, её уважаемых тружениках, профессиях свинокомплекса и фермерского хозяйства ООО «Трансагро».
2.Возникновение у детей интереса к выбору труда на родной земле по собственному выбору и желанию.
3.Формирование у дошкольников понимания важности выбора «полезной» профессии для своей малой Родины.
У педагогов:
1.Систематизация знаний о сельскохозяйственных профессиях земляков д. Татарский Сарсаз.
Для родителей:
1.Появление интереса к мероприятиям профориентационной направлен-ности, организуемым в ДОУ.
2.Появление у родителей желания изучать наклонности, способности и тала-нты своих детей.
Для социальных партнёров:  
1. Появление интереса к проблеме ранней профориентации дошкольников, желания в доступной форме поделиться опытом своего становления и укреплению партнёрских   связей (предприниматели ООО «Трансагро» и частного магазина, в т.ч. представителей фермерских профессий)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Подготовительный этап (август-сентябрь).
1.Разработка конспектов занятий, бесед, экскурсий по ознакомлению дошкольников с профессиями работников сельского хозяйства.
2. Разработка перспективного плана по проекту.
3. Разработка сценария праздника, посвященного Дню работников сельского хозяйства.
4. Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Семейный бизнес».
5.Подбор диагностического материала.
6.Диагностирование детей.
2. Основной этап (сентябрь-май).
1. Проведение экскурсий с детьми к предпринимателю на ферму (октябрь).
2. Организация сюжетно-ролевой игры «Семейный бизнес» (в течение учебного года).
3.Организация фотовыставки «Человека красит труд» (в основе фотоматериал из семейных альбомов) (декабрь).
4. Организация выставки рисунков детей на тему: «Труд моих родителей» (февраль).
5. Викторина «Что ты знаешь о труде своих родителей?» (апрель).
6. Беседа «С чего начинается свой бизнес» (ноябрь).
7. Занятие «Встреча с предпринимателем-земляком» (январь).
8. Организация праздника, посвященного Дню сельского хозяйства (октябрь).
9. Организация дидактической игры «Бизнесплан» (в течение учебного года).
10. Беседа на тему: «Что такое банк» (март).
3. Заключительный этап (май).
1.Проведение сравнительной диагностики знаний детей о трудовых профессиях села.
2.Анкетирование родителей воспитанников на тему: «Каким Вы видите профессиональное будущее Ваших детей?».
3.Подготовка отчетной документации по итогам учебного года.
Презентация проекта: Праздник «Наш выбор на благо малой Родины» (июнь), посвященный Дню села.
Результаты внедрения проекта:
1.Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
2.Разработаны конспекты занятий, бесед, экскурсий, встреч с гостями.
3.Собран и систематизирован материал по ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями.
4.У дошкольников  появился интерес к теме ранней профориентации.
У детей сформировалось понимание о важности выбора нужной профес-
сии для своей малой Родины.
Дети знают и называют  большое количество сельскохозяйственных профессий.
В свободной  деятельности  дети стали чаще играть в игры сельскохо-зяйственной направленности. 
У родителей появился интерес к  образовательному процессу, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы по вопросам ранней профориентации детей.
Идет подготовка к проведению праздника «Наш выбор на благо малой Родины».
Интернет-источники:
www.redline/education.old/rubricator
wwwmost/pmuz/number
Приложение
Сюжетно-ролевая игра «Семейный бизнес».
I. Задачи руководства:
1)расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);
2)формирование игровой деятельности:
а/ развивать сюжет
б/ обученать игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);
3)формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).
II. Подготовка к игре:
1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;
2) составление плана-сюжета: определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические); определить сопутствующие сюжеты;
3) атрибуты к игре;
4) оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).
III. Ход игры.
1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);
2) сговор на игру: определение плана-сюжета, планирование игры, распределение ролей, создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
4) приемы поддержания и развития игры: внесение дополнительных атрибутов, участие педагога во второстепенных ролях, показ новых игровых действий, напоминание, вопросы, введение новых игровых ситуаций, оценка;
5) приемы формирования взаимоотношений в игре: напоминания о взаимоотношениях; направление на внимание друг к другу; поощрение вежливости.
 IV. Окончание игры: 1) краткий итог работы в ролях;
2)перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
V. Оценка игры: 1) оценка взаимоотношений;
2) оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.
План подготовки к  игре  «Семейный бизнес»
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Открытие магазина
Кассир
Менеджер
Охранник
Паспорт
Деньги
Открытие , устройство
Назначается (выбирается) помощник, кассир, охранник, другие участники.
Получение кредита в банке для открытия своего «Бизнеса» с предъявлением паспорта, «подписывается» договор, ставится печать.
Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком.
Оборудование своего места для открытия своего дела. Что Вы хотите купить?
Я бы Вам посоветовала…
Ваша сдача.
Спасибо за покупку.
Салон красоты
Охранник
Менеджер
Визажист
Стилист
Дизайнер
Художник
Паспорт
Деньги
Кассир выдает деньги. Охранник следит за порядком.
Оборудование своего места для открытия своего дела.
Создание пространственной среды.
Возврат денег в «Банк»
Сооружение разных объектов, построек для игры. Взаимодействие участников игры согласно взятой роли. Я бы Вам посоветовала…
Ваша сдача.
На какую сумму Вы рассчитываете?
Могу Вам предложить…
4.Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Семейный бизнес». Дается установка: «Все желающие открыть собственное дело (бизнес) могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело Вы хотите открыть, чем Вам интересно заниматься. Полученными деньгами Вы распоряжаетесь как хотите – можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь, но в конце игры Вы должны вернуть деньги».
У каждого ребенка заранее приготовлен «паспорт» (изготавливает дома совместно с родителями). Банк объявляет, что все желающие могут получить кредит. Банкир (роль банкира на себя берет педагог) обговаривает с каждым «клиентом»: какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно, договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк. Каждый «клиент банка» предъявляет свой паспорт, подписывает договор, ставится печать. Кассир выдает деньги.
После получения денег можно открывать свое «собственное дело» (по желанию дети могут объединяться). Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают свое игровое пространство (открывают магазин, кафе, больницу, ветеринарную лечебницу и т.д.). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу, где дети используют все доступные им игровые средства.
Педагог наблюдает за игрой детей: отслеживает тематику, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровую среду, игровой материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие проблемы, конфликты, действовать в ситуациях затруднения.
На данном этапе педагог вклечатся в процесс игры с определенной целью:
обогатить сюжет; разнообразить игровые действия; расширить ролевое взаимодействие в игре.
При этом используется следующие приемы, активизирующие игровую деятельность детей: образец ролевого поведения, когда он вступает в ролевое взаимодействие с другими участниками игры, например, банкир, обедает в кафе, делает покупки в супермаркетах, приобретает путевку в турагенстве и т.д.; образец ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми; образец вхождения в роль: с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика); обживание роли (смена походки, мимики, жестов); открытие круга интересов общения (роль наполняется личностными чертами характера, поведения); образец использования игровой среды, например, педагог открывает собственную фирму  малознакомую детям (рекламное агентство, автосервис и т.д.) и организует ее деятельность.
2. Введение в игру разнообразных событий (в том числе и происшествий).
Прием очень оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например, в игру вводятся такие события, как: день рождения в кафе, срочная командировка директора, открытие нового отдела в магазине, новые поступления в банк, пожар в банке и т.д.
3. Введение правил в игру.
Данный прием, направлен на формирование социальной адаптивности детей: принятие через игру норм социального поведения, например, любое организованное дело должно быть не только прибыльным, но и нужным, полезным людям; подчинение ребенка в процессе игры правилам взаимоотношений, например, все споры и конфликтные ситуации решаются только путем договора друг с другом; развитие произвольности через умение воспроизводить заданное правило по ходу игры, например, каждому, необходимо сделать рекламу своего бизнеса, вложить определенную часть денег в развитие дела, вернуть кредит в банк и т.д.
4. Внесение новых предметов для игры.
Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения, например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми: водительские удостоверения, кредитные карты, записные книжки, степлеры, печати,  рекламные буклеты и т.д.
5. Создание проблемных ситуаций.
Такой прием развивает активность и самостоятельность ребенка, формирует умение искать творческий подход к решению проблемных ситуаций. Например, для того чтобы открыть собственное дело, необходим определенный игровой материал. Во время игры он свободно доступен детям и каждый выбирает все, что ему нужно для открытия кафе, магазина, больницы и т.д. В последующих играх можно создать ситуацию дефицита игрового материала: например, большую часть его заменить предметами-заместителями; часть игрушек можно просто взять, а некоторые (наиболее важные)  только купить или обменять на собственный товар (услугу), взять в кредит и т.д.
При организации данной части сюжетно-ролевой игры важным моментом является гибкое игровое поведение педагога. Он должен обладать высокоразвитыми творческими игровыми умениями: придумывать разнообразные игровые действия, насыщать роль игровыми взаимоотношениями, создавать взаимосвязи между участниками игры. Но самым главным является умение хорошо чувствовать динамику развития игры – вводить новые игровые элементы, не разрушая при этом ее своим вмешательством.
После организованной части очень важно снова предоставить детям возможность свободно поиграть. Педагог наблюдает и фиксирует, как протекает игра после его включения, есть ли динамика в ее развитии. Главная задача педагога на данном этапе - принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.
Игру нельзя резко завершать. Необходимо за несколько минут до ее окончания предупредить об этом детей: «Всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк».
Сюжетно-ролевая игра «Банк».
1.Задачи:
Совершенствование «техники» игры и расширение ориентировки детей в социальной жизни.
Формирование активной позиции ребенка в игре, реализация сферы его собственных интересов.
Формирование потребности в умение общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков).
Знакомство детей в игровой форме с новыми экономическими понятиями, необходимыми для развития сюжетной линии игры в «Банк».
Расширение границ изображаемого в игре «Банк» через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам.
Овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками.
Придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов.
2.Подготовка к игре:
Направления Содержание работы
Изготовление атрибутов 1.Паспорт, деньги, водительские удостоверения, чеки, бланки, маркеры (игрового пространства), путеводители, сумки, кошельки, коллективная, творческая работа по изготовлению бензоколонки
2.Совместное оформление и накопление атрибутов в игровой зоне.
Обогащение впечатлениями 1.По темам:∙«Деньги, цена, стоимость», «Труд. Современные профессии. Семейный бизнес», «Экскурсия в виртуальный банк», «Реклама».
2.Чтение х/л: Б. Романов «Чудеса в кошельке», стих В. Лившица «И мы трудиться будем», Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены», С. Михалков «Как старик корову продавал»
Обучение игровым приемам 1.Дать образцы социального поведения (что делать, как делать).
2.Дать образцы ролевых диалогов.
3.Введение игровой атрибутики и предметов – заместителей.
4.Использование способов организации игровой среды (выступает в роли бизнесмена, делает покупки, обедает в кафе, заправляет автомобиль, покупает путевку в турагентстве и т.д.).
5.Дает образцы вхождения в роль:
∙   с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика)
∙   обживание роли (мимика, жесты)
∙   образец использования игровой среды (открывает собственную фирму, рекламное агентство, автосервис и т.д.)
6.Принимает при вхождении в игру подчиненную роль.
7.Введение в игру разнообразных событий (происшествия)
8.Введение новых сюжетных линий (событий), в том числе и проблемы.
9.Введение правил в игру (принятие норм социального поведения): подчинение правил взаимоотношений, умения воспроизводить заданные правила по ходу игры.
 5.Окончание игры.
Банк начинает свою работу по обратному приему денежных средств. Предприниматель беседует с каждым по открытию собственного дела: как зарабатывались деньги, на что они тратились. Оставшаяся сумма подсчитывается и возвращается в банк.
Данный этап работы очень важен, потому что является результатом собственных достижений для каждого ребенка. Обычно он запускает познавательную активность, желание что-то изменить в своей игре и в следующий раз попробовать по-другому.
6.Оценка игры
Педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребёнок получает для себя свой собственный опыт переживаний и впечатлений.