Эссе «Мой любимый современный читатель» — Современный ученик – грамотный читатель


Визитная карточка участника
Фото
Фамилия, имя, отчество
Зиновьева Ольга Александровна
Место работы и должность
Муниципальное общеобразовательное учреждение Барановская средняя общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области
Контактная информация (тел., e-mail)
8-905-152-25-95 olga.zinowiewa@mail.ru

«Мой любимый современный читатель» - Современный ученик – грамотный читатель
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества: грамотного читателя.
В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр, который направлен на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса – современного читателя.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно - библиотечном обслуживании, в развитии современного читателя.
Детям и подросткам довольно сложно ориентироваться в современном информационном пространстве и где, как ни в библиотеке, им окажут квалифицированную помощь.
От культуры чтения и качества читаемого материала зависит развитие компетентностей и уровня коммуникабельности обучающихся, а это их социализация в дальнейшем. Иными словами ученикам гораздо полезнее провести несколько часов в читальном зале, где ему помогут профессионалы, чем просидеть перед телевизором или компьютером в одиночестве.
Чтобы дать обучающимся знания, привить им любовь к чтению, развить эстетический вкус, который, в свою очередь, послужит верному и глубокому постижению прочитанного, окажет содействие к появлению прочного устойчивого интереса к книге, поможет воспитать умного, проницательного читателя, развитую личность.
Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. На смену бумажным носителям пришли электронные документы, пришла эра интернета. Интернет может в одно мгновение исчезнуть, если вдруг что-то произойдет типа глобальных катастроф с энергией или еще чего. Где Вы будете искать нужную информацию тогда? В один миг все можно потерять. А библиотеки – вот они рядом.
На мой взгляд, только в библиотеке можно найти достоверную информацию!
В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Как показывают наблюдения, в последнее время дети очень мало читают, они не могут владеть фразой и затрудняются в выражении своих  мыслей. Это приводит к речевым ошибкам, состоящим в неудачном, неуместном употреблении слов. Читают многие  ученики плохо, непонятно,  неэмоционально, не понимают смысла произведения. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространённых предложений, непонимание связей в тексте, отсутствие логики  приводят к тому, что ученики затрудняются  передать услышанное, увиденное, пережитое.
Современный читатель….Каков он? Какие качества его отличают? Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами? Где лежит та грань, которая отделяет того, кто не хочет читать, от другого, который не может ни дня прожить без книги?  Почему не каждый ребёнок мечтает стать настоящим читателем? Очень  хочется не только найти ответ на эти вопросы, но и   увидеть рядом с собой настоящего читателя.
Каждое новое произведение  для ребёнка – это встреча с новым миром,  новым способом  отражения действительности, новым автором. Хочется, чтобы эта встреча навсегда осталась в памяти, поэтому к ней надо готовиться.
Вхождение России в мировое образовательное пространство, внимание к проблемам чтения современных детей и подростков поставило перед профессиональным сообществом – педагогом библиотекарем вопрос: мы должны сформировать в школе ученика как квалифицированного читателя или стратегиального чтеца?
В России и в мире требуется разработать технологии приобщения к чтению, которые направлены на комплексное использование ресурсов семейного чтения, чтения в школе и в библиотеке.
В российском библиотечном деле в ситуации выстраивания полноценного диалога с читателями есть немало обнадеживающих примеров. На наших глазах рождается принципиально новая библиотека. Все более заметным становится доминирование подхода Web 2.0, в соответствии с которым в центре внимания находится не носитель информации, а современный читатель как полноправный участник библиотечного процесса; в данном случае реализуется субъект–субъектное взаимодействие с читателями. Такие библиотеки активно включаются в среду обитания читателей – Интернет, развивая с ними диалог на сайтах, в блогах, социальных медиа. Интернет-ресурсы редко рассматриваются как площадка интерактивного взаимодействия читателей с библиотекарями и инструмент стимулирования межчитательского общения по поводу книги и чтения.
Скука, состояние пустоты, «незаполненности» жизненно-смыслового пространства – так сейчас можно охарактеризовать современную ситуацию среди детей и подростков. Поэтому сегодня стоит воспитательно-педагогическая задача – научить детей использовать книгу не только как один из информационных источников, но, прежде всего, как «строительный материал» для взращивания души. Поэтому школьная библиотека – это место, где тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где  воспитывается человечность и доброе отношение к людям.
Одна из самых важных проблем педагогики современной школы – дать ученику жизнь в мире книг.
Дети – постоянные обитатели библиотеки. Главным для библиотеки всегда был и остается принцип: “Все для читателей”. Библиотекарь старается, чтобы читателям было комфортно.
Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависть, какое место и какую роль книга займет в обществе.
Библиотекарь и читатель – это не короткое замыкание, а глубокие отношения! 
Читатель сегодня самый разный. Кто-то интересуется легким чтением ради развлечения. Кто-то читает исключительно лауреатов литературных премий, иногда даже только потому, что это «модно». Многие спрашивают исторические издания.
В индивидуальной работе реализуется один из основных принципов воспитания творческого современного читателя – принцип индивидуализаци чтения. В индивидуальной работе с читателями используются как традиционные библиотечные формы (беседы, консультации), зарекомендовавшие себя как действенные и необходимые для творческого развития читателя, так и новые, разработанные коллективом, отвечающие специфике деятельности библиотеки.
Надеюсь, что способы работы с текстом, творческие открытия детей, варианты занятий по конкретному литературному материалу помогут школьным библиотекарям в дальнейшем организовывать читательскую и учебную деятельность своих воспитанников, а также позволят подняться ещё на одну ступеньку – стать современным компетентным читателем - собеседником.
Чем больше «волшебства» в библиотечном пространстве, тем лучше развивается собственное воображение ребенка.
Сегодня школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
Люди читают. И не столь важно, бумажные книги или электронные. Приведем библиотеки к современному уровню, создадим условия, которые хотят видеть в библиотеке читатели, и отбоя от читателей-посетителей не будет.