Статья Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов


«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
За последние годы, в мире появилось множество фактов свидетельствующих о рождении новой болезни – синдром дефицита внимания. В России синдром дефицита внимания стал диагностироватьсячуть более 20 лет назад, вслед за появлением работ европейских и американских исследователей.
Причины возникновения СДВ:
- наследственность, психическое и физическое здоровье родителей,
- здоровье и нервное состояние матери во время беременности и родов,
- первый год жизни ребенка,
- социальная среда.
В 1980 году в третьем издании американской психологической ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений» был впервые представлен термин – дефицит внимания. В настоящее время применяется термин – «Синдром дефицита внимания с гиперактивнстью» - СДВГ.
Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Ребенок дезорганизован, не способен запомнить инструкцию и задания – переспрашивает несколько раз, не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, бесцельно хватает различные предметы, все время чем – то играет. Помимо повышенной активности, отмечается невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность, изменчивость и плохая успеваемость в школе. Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, небрежен при выполнении заданий. Ошибки чаще бывают из-за невнимательности, а не от недостатка понимания материала. Легко отвлекается на окружающие раздражители. С этими детьми трудно справиться, они постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные и жестокие игры (драки, погони, физическое и психологическое насилие). Еще одним из компонентов синдрома является импульсивность. Ребенок проявляет двигательную и речевую активность. У таких детей наблюдаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Диагностика СДВГ базируется на ряде критериев.
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:
1.Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.
2. Часто переспрашивает.
3. Легко отвлекаем внешними раздражителями.
4. Путает детали.
5. Не заканчивает то, что начинает.
6. Слушает, но кажется, что не слышит.
7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».
Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 их 5 признаков:
Выкрикивает в классе, шумит во время урока.
Чрезвычайно возбудим.
Трудно переносит время, когда ждет своей очереди.
Чрезмерно разговорчив.
Задевает других детей.
Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 из 5 признаков:
Карабкается на шкафы и мебель.
Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.
Суетлив, извивается и корчится.
Если что - то делает, то с шумом.
Должен всегда что-нибудь делать.
Поведение этих детей не соответствует возрастной норме и в школе они отстают от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность сосредоточиться на чем-либо и нарушение восприятия при наличии, как правило, нормальных способностей ведет к неуспеваемости и они часто относятся к «трудным детям» или «детям с проблемами». Они трудно адаптируются в окружающей среде и составляют для педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является социальная дезодаптация ребенка в обществе. Их поведение оказывает отрицательное влияние на сверстников. Они стараются занять лидирующую позицию, угнетая более слабых.
Так как нам достается большая часть работы с этими детьми, то желательно выявить их как можно раньше, подобрать методы и приемы для работы с ними, чтобы помочь им влиться в коллектив и получить необходимые знания. На мой взгляд, на уроках могут быть использованы такие формы и методы:
- работа в группах,
- работа в парах,
- выполнения задания на выбор,
- использовать поисковые методы,
- больше поощрять,
- чаще хвалить за хорошую работу,
- тренинги на внимание,
- музыка,
- быстрый темп урока,
- подвижные физминутки,
- выявление талантов,
- поручения.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ
Рекомендации учителю
Успеваемость детей с проблемами в поведении обычно ниже уровня их способностей. Во время уроков им сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. На уроках они перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, не выслушивают их до конца.
Выполнения ряда рекомендаций позволяет нормализовать отношения учителя с «трудным» учеником, и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.
Работа строится индивидуально, при этом основное внимание уделяется их отвлекаемости и слабой самоорганизации.
Поощрять хорошее поведение ребенка.
Во время урока целесообразно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой (в центре класса напротив доски).
Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднения.
Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.
На определенный отрезок времени дается только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
Хуже всего дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными и не подкрепляемыми поощрениями.
Во время учебного дня для такого ребенка предусмотреть возможность двигательной «разрядки» (физкультпауза, поручения по оказанию помощи, связанные с двигательной активностью).
Использование приемов привлечения и удержания внимания.
ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ
1. Голосовая и эмоциональная модуляция
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).
2. Модуляция темпа речи
Выдерживание паузы; изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки)
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно или отметкой (баллами).
4. «Провалы памяти».
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., - с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.
5. Жестикуляция.
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.
6. Риторические вопросы.
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы даёт ответ сам докладчик.
7. Контрольные вопросы.
Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных.
8. Наводящие вопросы.
В случае затруднения на контрольный вопрос, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.
9. Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.
На основании изложенного задаётся вопрос - предположение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдёт речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.
10. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность - поощрение оценкой (баллами).
11. Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер).
Преподаватель начинает чтение материала, затем передаёт учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передаётся другому слушателю и т. д.
12. Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета).
Преподаватель начинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа (карандаш, указку и т. п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями), следующему слушателю и т. д.
13 Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол).
Преподаватель задаёт вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ-3 балла, правильный ответ-1 балл), задаёт свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберёт 10 баллов, тот получит оценку (зачёт).
Рекомендации родителям
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например: работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скопление людей. Пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12.Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.