Статья. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью ( начальные классы )

Учитель начальных классов Крапивенцева Татьяна Михайловна

Cиндром дефицита внимания
у детей с гиперактивностью


С началом обучения в школе родители и педагоги встречают немало трудностей в обучении и поведении некоторых детей. Чаще их связывают с педагогическими ошибками в семье, которая не научила ребёнка правилам поведения, общения со взрослыми и родственниками.
Стараясь изменить поведение ребёнка, меньше всего обращают внимание на медико-биологические причины. А ведь встречаются дети с различными незначительными нарушениями в работе центральной нервной системы, которые требуют коррекционной помощи. Среди таких нарушений распространённым является синдром дефицита внимания, который преимущественно соединяется с гиперактивностью.
Сегодня этот синдром привлекает пристальное внимание врачей, педагогов и психологов всего мира, так как он очень распространён у детей дошкольного и младшего школьного возраста: по данным различных исследований дефицит внимания с гиперактивностью встречаются у каждого шестого мальчика. У девочек он встречается реже, меньше привлекает к себе внимание, позднее распознаётся. Всё это может обернуться трудностями в социальной адаптации девочки-подростка.
Синдром дефицита внимания относится к так называемой минимальной мозговой дисфункции. Она возникает в результате влияния на плод в период беременности и последствий тяжёлых родов. Имеет значение и наследственность. Во всех случаях минимальная мозговая дисфункция – это лёгкое повреждение нервной системы, которое со временем при благоприятных условиях постепенно сглаживается и исчезает к 14 – 15 годам. Наиболее прогрессирующим он бывает в периоды возрастных кризисов.
Методы преодоления синдрома лежат главным образом в сфере психологии и педагогики и значительно меньше - медицине.
Про синдром дефицита внимания мало знают и педагоги. Поэтому нарушения в поведении детей приписывают невоспитанности.





Такие дети находятся в постоянном движении: бегают, задевают других детей, мешают им играть, не соблюдают правил игры, стараются игру прекратить, не могут начать новую игру. Сидеть на месте ребёнку тяжело, он начинает крутиться, потягиваться, совершать различные движения руками и ногами, гримасничать.
Просидеть за партой целый урок и всё время работать, выполняя различные задания, гиперактивный ребёнок не может. Поэтому он становится «злостным» нарушителем дисциплины на уроке. Один такой ребёнок может дезорганизовать весь класс. Гиперактивные дети испытывают трудности в обучении независимо от уровня интеллекта, который часто бывает достаточным и высоким.
Чаще всего трудности встречаются в чтении и письме ( буквы разной величины, частые прописки и замены букв в словах и слов в предложении). Дети свободно читают, но неправильно произносят окончания, пропускают слова, не понимают прочитанного, не могут пересказать содержание. А на слух прекрасно воспринимают и пересказывают.
Допускают ошибки в вычислениях по математике, а задачи решают логически правильно.
Много проблем создают такие дети на переменах. Они зачинщики всех драк и ссор. Хотя дети эти совсем незлые, их действия спонтанные, не спланированные. Они часто и сами не понимают, как это получилось, и не осознают свою вину. Не складываются отношения у таких детей и со взрослыми. Часто между гиперактивным ребёнком и учителем идёт борьба, в которую втягиваются и родители. Матери чаще используют негативные, а не позитивные способы влияния на своего ребёнка.
Терпя наказание за поведение, в котором, по сути, он не виноват, дети лишаются эмоциональной поддержки со стороны родных взрослых, остаются наедине со своими проблемами, с которыми справиться не могут.
Это всё способствует появлению негативного поведения ребёнка. Одни агрессивно реагируют на замечания, а потом совсем отказываются посещать школу. В такой ситуации гиперактивные дети легко встают на путь асоциального поведения. Этому способствует их импульсивность, когда действия опережают оценку их последствий.




В других случаях под тяжестью нерешённых проблем в школе и дома ребёнок «уходит в болезнь». Положение больного даёт ему больше внимания со стороны родителей, освобождает от неприятного травмирующего посещения школы.
У таких детей частые головные боли, боли в животе, иногда повышение температуры возникает тогда, когда надо идти в школу, а в выходные температура нормальная.
Гиперактивные дети с достаточным интеллектуальным развитием терпят неудачи в выполнении задания, так как не способны внимательно выслушать инструкцию, объяснение, а сразу приступают к работе, не поняв, не разобравшись, что надо сделать. Встречая трудность, они не стремятся её преодолеть, а стараются облегчить свою работу, переключаются на другие объекты, более им интересные. Часто без причины, на первый взгляд, перестают выполнять задание, пытаются что-то спросить или рассказать не относящееся к данной работе. Если взрослые мягко, но настойчиво, возвращают ребёнка к начатому заданию, он подчиняется, может даже найти ошибку и успешно завершить работу.
Безусловно, такие дети очень сложные для тех, кто с ними постоянно общается, прежде всего это родители и педагоги. Поэтому, чтобы не возникла между взрослыми и детьми стена, взрослым надо изменить свою реакцию на поведение ребёнка, понимая причины его.
Бороться надо не с ребёнком, а вместе с ним бороться с болезнью.
Ребёнок должен чувствовать, что его воспринимают позитивно, что его любят. Тогда появляется доверие к взрослому. Полезно анализировать различные поступки ребёнка и литературных героев, что может произойти в том или ином случае.
Необходимо воспитывать интерес к обучению. Этого невозможно сделать без успехов. Поэтому родители и педагоги должны создавать условия для того, чтобы ребёнок достиг этих успехов. Даже самый маленький успех должен быть отмечен и поощрён, а неудача проанализирована. Реально это выглядит как постоянная помощь в выполнении домашней и классной работы. Суть этой помощи в концентрировании внимания ребёнка на задании.
Проявление синдрома снижается, если у ребёнка возникает интерес к чему-либо.



15